Лукманова Л. Н. (Волгоград) Сохранение и интеграция национальных и духовных традиций калмыков в культурное наследие народов Нижнего Поволжья
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 511-516
Стр. 511
До возникновения Сарепты (миссионерской колонии немцев гернгутеров на юге теперешнего Волгограда) взаимодействие калмыков с представителями других национальных культур нижневолжского региона ограничивалось военными, деловыми и культурно-бытовыми контактами. Сарептяне первыми проявили глубокий интерес к калмыцкой духовной культуре, в том числе к национальным традициям. Интерес был обусловлен миссионерской деятельностью братской общины гернгутеров, широко развернувшейся в XvIII в. по всему миру, от Северной Америки до Индии, от Англии до Южной Африки. Калмыки были выбраны гернгутерами в качестве объекта миссионерской деятельности на территории Российской империи.

Прежде чем обращать в свою веру незнакомый народ, гернгутеры изучали его традиции. Первым знакомством сарептян с культурой калмыцкого народа стали поездки в орду братьев К. Найтца и Хр. Хамеля в 1768 г. [Глич, 1993]. Сарептские ученые Г. Цвик, Я. Шмидт, Хр. Грегор и другие предпринимали попытки изучения истории, языка, национальных традиций и материальной культуры калмыков [Цвик, 1993]. Результатом их научного поиска стали: этнографическая коллекция, составление первого словаря немецко-калмыцкого языка, перевод Евангелия на калмыцкий язык и т. д.

Созданный в 1990 г. на основе сохранившихся объектов историко-культурного наследия сарептян ГОК ИЭиА музей-заповедник «Старая Сарепта» продолжает традицию изучения калмыцкой культуры. Исходя из основных целей, стоящих перед музеем как учреждением культуры, его сотрудники занимаются не только изучением, но и сохранением, а также популяризацией историко-культурного наследия
Стр. 512
калмыцкого народа на территории Волгоградской области. Начиная с 1995 г., музей проводит ежегодные научные конференции различного уровня (от регионального до международного), во время которых часто слушаются доклады по истории и этнографии калмыков, их взаимоотношениям с соседними народами. По итогам конференций издаются сборники научных статей.

Издаваемая музеем областная газета межнационального общения «Новости Сарепты» нередко содержит подборки исторических и этнографических материалов о калмыцкой культуре.

В 1994 г. и в 1996 г. музей подготовил и провел выставки: «Этнография народов Нижнего Поволжья. Калмыки», «Миссионеры Сарепты и калмыки Нижнего Поволжья», посвященные этнографии и истории калмыков. Тема взаимоотношений калмыков и сарептян была представлена на международной экспозиции «Сарептская мозаика» (Берлин, Шпандау, 1994–1995 гг.), на передвижных и стационарных экспозициях: «Из бабушкиного сундука» (1993–1994 гг.), «Открытые раскопки. По следам пожара 1823 г.» (1994 г.), «Фольклор Поволжья» (1995 г.), «Интерьер дома колониста к. XIX в. – н. XX в.» (1995 г.), «Сарепта. Поселение и крепость» (2002 г.), «Промышленность и ремесла Сарепты» (2005 г.), «Калмыцкий костюм» (2007 г.) и другие [Архив музея-заповедника, 1996–2005]. Экскурсионным отделом музея были разработаны в 1995–2008 гг. экскурсионно-туристские маршруты «Калмыцкая степь» (с посещением музея «Джангара» в с. Ики-Бухус), «Калмыцкая степь» (с посещением пос. Солянка — имения князей Тундутовых), «Элиста — город-загадка», «Дорога к храму» (с посещением буддистского хурула в с. Б. Царын). Начиная с 1996 г. тысячи туристов участвовали в этих маршрутах, среди экскурсантов были представители различных возрастных и этнических групп г. Волгограда, а также других городов России, ближнего и дальнего Зарубежья. В 2004 г. разработан экскурсионно-туристский маршрут «Цаган Халг — Белая дорога» и представлен на грантовый конкурс фонда В. Потанина. В настоящее время идет разработка литературной экскурсии, посвященной жизни и творчеству В. Хлебникова.

Особого внимания с точки зрения сохранения историко-культурного наследия калмыцкого народа заслуживает деятельность «Центра калмыцкой культуры им. Н. Очирова» при музее-заповеднике «Старая Сарепта», а также его партнеров.
Стр. 513
Позвольте остановиться более подробно на деятельности этого центра, который был основан в 1996 г. племянницей просветителя Н. Очирова Н. С. Улановой. Этот человек заслуживает самых теплых слов за свой неутомимый труд. Под ее руководством центр калмыцкой культуры работает при музее 10 лет. В задачу центра входит сохранение традиций, культуры и религии калмыцкого народа и их интеграция в культурное наследие народов Н. Поволжья, сохранение и укрепление дружеских связей с другими национальностями.

Для осуществления своих целей и задач центр активно участвует в мероприятиях музея-заповедника [Архив музея-заповедника, 1993–2005]. Во время международного фестиваля «Сарептские встречи» его сотрудники представляют на обозрение публике «поселение» калмыков — традиционную юрту. Этот проект осуществляется совместно с жителями калмыцких сел М. Дербеты и Ики-Бухус, а также с краеведческим музеем г. Элисты. Во время праздника звучит в исполнении джангарджи-сказителя народный эпос «Джангар», который сменяется национальными танцами и пением. Таким образом, это не только радует многочисленных зрителей, но и знакомит с культурой народа, населявшего наши волжские просторы с середины XVII в.

Калмыцкий центр, осуществляя научно-просветительские задачи, участвовал в создании двух выставок музея по истории быта калмыков XIX–XX вв. В 2006 г. центр принял участие в подготовке выставки Российской Ассоциации буддистов школы Карма-Кагью «Сокровища Тибета. Буддизм, который можно потрогать руками». Более 110 экспонатов, созданных в мастерских Индии, Непала, Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии было представлено для интересующихся буддистской религией и ее современным продолжением в России и в нашем регионе. Также в рамках научно-просветительских программ, в сотрудничестве с калмыкским просветительским фондом им. Н. Очирова, центр поддерживает развитие научных связей между деятелями культуры и учеными. Калмыцкий центр активно представляет себя в информационном поле Волгограда: в частности, публикует статьи по истории, культуре и современным взаимоотношениям калмыков и других народов в музейной газете «Новости Сарепты». Неоднократно сотрудничали мы с калмыцким телевидением в съемках сюжетов по истории взаимоотношений немцев, калмыков, русских. В 2006 году КЦ участвовал в мультимедийном проекте видеоконференции, организованной российской
Стр. 514
и немецкой Ассоциацией буддистов школы «Карма–Кагью» (Вупперталь, Германия, Екатеринбург, Челябинск и Волгоград объединил видеомост). Эта Интернет-сессия была связана с презентацией книги Ламы Оле Нидала и проходила в областной библиотеке им. М. Горького, поэтому ее участниками смогли стать и читатели.

Участие КЦ в научно-теологической конференции (апрель 2000 г.) в лице немецкого историка Михаэля ден Хойта с докладом «Развитие буддизма на территории бывшего СССР» показало востребованность участия в таких проектах представителей традиционных религиозных буддистских организаций. Друзья и коллеги из Германии, Польши, Италии и других стран посещают наш центр на протяжении тринадцати лет его существования. Эти связи возникли в результате деятельности традиционного буддистского центра. Об этом сотрудничестве несколько слов.

Безусловно, духовному развитию личности содействует Центр тибетского буддизма школы Карма-Кагью г. Волгограда, с 1997 г. он функционирует на территории музея-заповедника. Лекции буддистских учителей дают возможность людям познакомиться с основами тибетского буддизма, исповедовавшегося на протяжении веков калмыками. А приезд буддийских лам в наш город позволяет встретиться с живой традицией этой мировой религии, познакомиться с ее высокими духовно-нравственными принципами ненасилия и работы для блага всех живых существ (каждый год организуются от 10 и более таких лекций в музее и городе). Это также представляет современный традиционный буддизм — как источник мира и согласия. Буддийский центр не ведет миссионерскую деятельность, но открыт для всех желающих познакомиться с Учением Будды об уме. Буддисты изучают и практикуют Дхарму, организуют лекции, выставки, курсы, участвуют в национальных программах музея. Эта альтруистическая работа помогает сохранить уникальное знание об уме, используя которое, люди могут развиваться и становиться полезными для других. Музей уже долгое время поддерживает эту деятельность, предоставляя бесплатное помещение для Буддийского центра. С 2007 г. претворяется в жизнь новый совместный проект просветительского фонда им Н. Очирова и КЦ: строительство Буддийской ступы в бывшем имении калмыкских князей Тундутовых (на территории Волгоградской обл.)

КЦ, участвуя в разработке экскурсий, связанных с историей калмыков, совместно с экскурсионно-туристическим отделом музея, предлагает
Стр. 515
туристам с 2005 г. новую экскурсию «Дорога к храму». Пожалуй, этот маршрут наиболее полно объединил в себе идею мирного существования различных культур и вероисповеданий.

Во время экскурсии люди знакомятся с тремя мировыми религиями, посещая лютеранскую церковь, православный храм, мусульманскую мечеть и буддийский хурул. Им предоставляется возможность познакомиться с культурой немцев, русских, татар, калмыков, не только зрительно воспринимая объекты показа, но и участвуя в живом общении с людьми. Особенно популярен среди волгоградцев и гостей города экскурсионный маршрут в Элисту. Так, 19 апреля 2008 г. экскурсионные агентства города обслужили более 1000 туристов по этому туру. Все это свидетельствует о большом интересе людей к буддийской культуре.

Таким образом, калмыцкий центр им. Н. Очирова г. Волгограда, поддерживая научную работу музея, сотрудничая с национальными центрами и традиционными религиозными объединениями, особенно с буддистскими, участвуя в продвижении познавательного этнографического туризма и выставочной деятельности, способствует не только сохранению и взаимообогащению культурных традиций народов Нижнего Поволжья, но и, что важно, росту взаимопонимания между людьми.

Изучение калмыцко-буддийской культуры на территории Волгоградской области имеет исторические корни. Одной из немногих организаций, занимающихся изучением, сохранением и популяризацией этой культуры в г. Волгограде, является музей-заповедник «Старая Сарепта». Дальнейшее направление научной и культурной деятельности сотрудники музея видят в укреплении, расширении и интенсификации научно-просветительских контактов между учеными и работниками культуры, всеми заинтересованными в сохранении материальной и духовной культуры калмыцкого народа, единственного представителя-народа буддистской культуры в Европе, в реализации совместных проектов в сферах науки и культуры.

ЛИТЕРАТУРА


1. Глич А. История братской общины Сарепта в Восточной России в течении ее столетнего существования. Сарепта, 1865 / Пер. с нем. яз. Л. М. Донской, 1993 г. // Фонды ГОК ИЭиА музея-заповедника «Старая Сарепта».Ф.3, ОФ 5 НК, и/н 6965; «Письма К. Найтца». Из архива
семьи Глич .1784 // Фонды ГОК ИЭиА музея-заповедника Старая Сарепта. ОФ б/н / Пер. с нем. яз. В. Шилиной, 1989 г.
2. Цвик Г. А. Путешествие из Сарепты в разные калмыцкие орды Астраханской губернии в 1823 г. Лейпциг: Изд-во П. Г. Кумлера, 1827 / Пер. с нем. яз. Л. Ф.Шварц, 1993 г.
3. Архив ГОК ИЭиА музея-заповедника Старая Сарепта. Годовые отчеты за 1993–2005 гг.
4. Архив ГОК ИЭиА музея-заповедника Старая Сарепта. Годовые отчеты культурных центров за 1996–2005 гг.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26