Голиков Ф. Н. (Санкт-Петербург) Обучение в Ваджраяне: условия и факторы развития в современной России
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 491-495
Стр. 491
Необходимо описать условия и факторы развития обучения Ваджраяне в современной России, чтобы понять, что можно ожидать от появления и распространения Ваджраяны на российских территориях.
Стр. 492
Методологические замечания: в данном докладе мы попробуем занять внешнюю позицию наблюдателя по отношению к Ваджраяне и рассмотреть один из аспектов этой крайне сложной системы, а именно: систему обучения, выявить ее основные элементы из доступной современному образованному читателю литературы по буддизму и продемонстрировать, как данная система обучения проявляется в современной России.

Источники, использованные для данного доклада: обширная литература, написанная современными деятелями Ваджраяны и переводы классических работ по Ваджраяне на английский язык.

Основным источником послужила «Энциклопедия знания» великого мастера и ученого тибетского буддизма Джамгона Конгтрула Лодре Тхайе (1813–1899) [Jamgön Kongtrul lodrö Tayé, 1994, 1999, 2003, 2002, 2005], чьи работы служат своеобразным эталоном для всех направлений современной Ваджраяны.

В типичной классификации Учения Будды на три поворота Колеса Дхармы, три Колесницы и так далее в явном и неявном виде выделяют Сутру (причинно-следственный путь) и Ваджраяну (результирующий путь). Оппозиция Сутры и Ваджраяны очень важна для тибетского буддизма. Сочетание и гармонизацию этой оппозиции можно назвать основными темами диахронического развития системы тибетского буддизма. Долпопа Шераб Гьялцен пишет: «Тантру следует изучать [на основании того, что] отличается от Тантры. Сутру следует изучать [на основании того, что] отличается от Сутры. Сутру можно понять [на основании] Тантры. Тантру можно понять [на основании] Сутры. На основаниях обеих постигаешь обе, а также благодаря слушанию, размышлению, медитации и совершенно чистой практике и наставлениям» [Долпопа Шераб Гьялцен, 2007, 150]. Третий Кармапа Рангджунг Дордже описывает свой опыт, «основываясь на услышанном и продуманном, чтобы далее применить это знание в практике медитации» [Третий Кармапа, 2008, 67].

Ниже мы выделили некоторые условия системы обучения в Ваджраяне. Эти условия необходимы, но недостаточны. Предполагаем, что можно определить иной перечень условий или дополнить его другими. Рассмотрим наличие и проявления этих условий в России.

Первое основополагающее условие — наличие связи «учитель-ученик». Если в Сутре эта связка важна, то в Ваджраяне (Тантре)
Стр. 493
взаимоотношению учителя и ученика придается радикальное значение. Без наличия этой связи обучение невозможно, и система обучения не только работать не будет, но будет даже приносить вред. Существует явный запрет использовать методы Ваджраяны без одобрения и следующего в нашем перечне условия передачи. Это условие в России проявляется через деятельность учителей тибетского буддизма или их представителей, которые строго идентифицируют себя с тем или иным учителем. Ученики осознают эту связь и могут проследить цепочку иерархии от представителя учителя до учителей учителя, которая обычно замыкается на главе школы или подшколы тибетского буддизма (Гелуг, Ньингма, Сакья и Кагью).

Передача является вторым важным условием системы обучения в Ваджраяне. Это означает, что учитель передает поток опыта, который пришел к нему через его учителей от Будды Ваджрадхары и нигде не прерывался, то есть учитель передает совершенно аутентичные методы и учения ученику, и в этом ученик может не испытывать никаких сомнений. В России все учители описывают свою линию передачи, и она принимается учениками в явном виде. Ученики считают себя принадлежащими той или иной линии передачи в ходе использования методов Ваджраяны или должны так считать в будущем, т.е. переживать свою сопричастность.

Тексты тантры, практики (садханы) — следующее условие системы обучения в Ваджраяне. Для того чтобы актуализировать состояние просветления в себе, латентно уже присутствующее в последователе Ваджраяны, необходимо использовать метод, который зафиксирован в тексте практики. Так как такой текст обычно сжат и не содержит всех деталей, то ему сопутствуют устные наставления учителя, то есть происходит связь с условиями, выше обозначенными как «учитель» и «передача».

В России тексты практик переводятся на русский язык учителями, и их представители постоянно осуществляют передачу устных наставлений. Опубликованных переводов тантр на русском языке пока нет, они транслируются через определенный набор практик.

Институализация — все эти условия должны проявляться для учеников в единообразном порядке, в явном виде и понятным образом, иначе нет возможности говорить о системе и воспроизводимости результатов. А без доверия к тому допущению, что ученики получат
Стр. 494
те же результаты, что и их учители, весь смысл Ваджраяны и любой системы обучения теряется. В России формы институализации такие же, как и в остальном мире, — это монастыри в традиционно буддийских регионах России — Калмыкии, Бурятии и Туве, а также так называемые буддийские центры и ретритные центры.

Мы видим, что основные условия для системы обучения в Ваджраяне присутствуют и активно проявляются в современной России. Есть надежда, что такие же, как в Тибете, результаты будут получены и у нас.

Что может служить дальнейшему развитию системы обучения Ваджраяне в России? Факторы будущего развития таковы:

Систематизация — описание результатов практики по этапам и гармонизация ожиданий учеников. Примером явного описания пути Ваджраяны и достигаемых результатов могут служить учебный план, созданный Кюнзигом Шамаром Ринпоче (http://www.bodhipath.org/ practice/) и работа Дэниэла Брауна как обобщение огромного количества сочинений тибетских мастеров по Махамудре [Daniel p. Brown, Robert A. F. Thurman, 2005]. Таким образом, возникает согласование ожиданий учеников и системы обучения Ваджраяне, что будет способствовать эффективному обучению.

Интернализация Ваджраяны, т.е. осуществление передачи на понятном русском языке, переводы с доступными комментариями, пример — английские переводы текстов по мадхьямаке [Nāgārjuna, Jay l. Garfield, 1995] и объяснения Ваджраяны для образованного американца [Chogyam Trungpa, Sherab Chödzin, 1994].

Дальнейшая институализация – изучение текстов линии передачи и определение разумного равновесия между изучением и практикой методов Ваджраяны. Также — точное определение необходимого минимума Сутры для обучения Ваджраяне. Получается, что вопросы гармонизации Сутры и Тантры в практическом применении, которые в Тибете решались веками, в России нужно решить в краткие сроки.

Наш перечень факторов развития открыт для обсуждения, и его развитие может иметь влияние на то, как будет происходить развитие Ваджраяны в России.

ЛИТЕРАТУРА


1. Долпопа Шераб Гьялцен. Четвертый Собор. М.: Шечен, 2007.
Стр. 495
2. Третий Кармапа Рангдужг Дорже. О различении сознания и изначального осознавания. О сущности Татахагаты. М.: Ганга-Шечен, 2008.
3. Blazing Splendor: The Memoirs of the Dzogchen Yogi Tulku Urgyen Rinpoche, as Told to Erik pema Kunsang & Marcia Binder Schmidt. Nepal: Rangjung Yeshe publications, 2005.
4. Chögyam Trungpa. Illusion’s Game : the life and teaching of Naropa / edited by Sherab Chödzin. Boston: Shambhala, 1994.
5. Daniel P. Brown, Robert A. F. Thurman. pointing Out the Great Way: The Stages of Meditation in the Mahamudra Tradition. Wisdom publications, 2006.
6. Georges B. J. Dreyfus. The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a Tibetan Buddhist Monk. University of California press, 2003.
7. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. Jamgon Kongtrul’s Retreat Manual. Snow lion, 1994.
8. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. The Teacher-Student Relationship. Snow lion publications, 1999.
9. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. The Treasury of Knowledge, Book Five: Buddhist Ethics. Snow lion publications, 2003.
10. Jamgon Kongtrul Lodro Taye. Creation and Completion: Essential points of Tantric Meditation.Wisdom publications, 2002.
11. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. The Treasury of Knowledge, Book Six, part Four: Systems of Buddhist Tantra. Snow lion publications, 2005.
12. Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé, Barron Richard. The Autobiography of Jamgon Kongtrul: A Gem of Many Colors. Snow lion publications, 2003.
13. Jampa Mackenzie Stewart. The life of Gampopa: The Incomparable Dharma lord of Tibet. Snow lion publications, 1995.
14. Nāgārjuna, Garfield J. L. . The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nāgārjuna’s Mūlamadhyamakakārikā. Oxford University press US, 1995.
15. Peter Alan Roberts. The Biographies of Rechungpa: The Evolution of a Tibetan Hagiography. Routledge, 2007.
16. Ringu Tulku, Ann Helm. The Ri-Me philosophy of Jamgon Kongtrul the Great: A Study of the Buddhist lineages of Tibet. Random House, 2006.
17. Źabs-dkar Tshogs-drug-ra-grol, Ricard M., Wilkinson C., Abrams M. The life of Shabkar: The Autobiography of a Tibetan Yogin. SUNY press, 1994.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26