Аручиди Н. А. (Владимир) Влияние медитации на психические процессы
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 488-491
Стр. 488
Медитация, как известно, является одним из древнейших средств и инструментом духовного развития. Медитация — это латинизированный термин, который охватывает одновременно три различных понятия: «внимательность», «сосредоточенность» и «мудрость».

С психологической точки зрения метод медитации является одним из важных составляющих психологической саморегуляции. Поэтому мне хотелось бы рассмотреть некоторые аспекты положительного воздействия медитативных практик на психические процессы и психические состояния человека.

Контроль за эмоциональным состоянием можно осуществить с помощью правильно регулируемого дыхания. Снимается психо-эмоциональное напряжение, высвобождаются неотреагированные эмоции и, как результат, достигается «функциональная разрядка». Научиться контролировать свои эмоции, следя за дыханием, оказывается достаточно просто — нужно ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нем изменения, связанные с эмоциями.

Элементарный навык самонаблюдения, отслеживания ощущений является важным инструментом мобилизации внимания, что само по себе может служить действенным способом управления эмоциями. По сути, это умение человека быть полностью захваченным непосредственным опытом, пребывать в состоянии «здесь и сейчас». Например, даосская медитация «Внутренняя улыбка» основана на визуализации энергии улыбки и направлении ее к органам тела. При этом ощущения, поступающие в мозг от лицевых мимических мышц (обратная связь), являются одними из важнейших психо-физиологических механизмов эмоций.

Что касается такого психического процесса, как мышление, то можно осуществлять контроль за потоком мыслей с помощью направленного внимания, спокойного дыхания и мышечного расслабления. Снижение
Стр. 489
мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Причем эффект наблюдается двукратный: уменьшение как специфической сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий головного мозга, так и неспецифический — от мышц к активирующей системе мозга (ретикулярная формация), поддерживающей кору мозга в бодрствующем состоянии. В условиях глубокого мышечного расслабления, вследствие «не занятости» нейронов мозга переработкой информации, повышается их готовность к синхронизации. А это, в свою очередь, приводит к особым — так называемым измененным — состояниям сознания, играющим для человека целительную роль.

Как показывают электро-физиологические исследования, а именно: запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состоянии ИСС (измененное состояние сознания), достигаемого при глубокой медитации, нивелируется разница между активностью полушарий — их асимметрия выравнивается, исчезает. В равновесном действии полушарий для человека наступает состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, когда совмещаются, интегрируются, казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы — и физиологические, и психологические.

Вхождению в ИСС способствует ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, состояние сознания:

  • сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу и тем самым помогающее отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего;
  • дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом и заставляющее внимание следовать за собой, а также помогающее направить его в определенные участки тела;
  • мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу и помогающее ему погрузиться в состояние покоя.
С точки зрения современной психологической науки, можно выделить такие основные признаки ИСС, как (1) перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном бодрствующем состоянии
Стр. 490
состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», ухо-дя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих, если практикующий имеет навык обращения к собственному подсознанию, решить неотложные внешние проблемы, например найти выход в экстремальной ситуации.

Медитацию иногда называют промежутком между мыслями — когда прежняя мысль ушла, а «прибытие» новой задерживается. Так прекращается внутренний диалог. Переживание состояния внутреннего покоя дает возможность прислушаться к голосу подсознания, получить доступ к внутренней мудрости, помогающей найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям или избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное — и в то же время самое простое. Сложное вначале, по мере освоения оно становится очень простым, почти автоматическим.

Еще один психический процесс, внимание, может быть направлен на определенные участки тела и его физические границы. Этот эффект занимает важное место во внутренней психологической карте человека и связан с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемый «схемой тела»), влияющим на самооценку и от-ношения с окружающими. Человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей, а наверху — через макушку головы. Подобный эффект используется в даосских медитативных практиках (цигун), где уделяется особое внимание нижеперечисленным трем «кончикам тела»:

  • (1) темени — для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек — небо»);
  • (2) ладоням — воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек — человек»);
  • (3) ступням — усиление ощущения нисходящих потоков «энергии» (граница «человек — земля»).

Распределение «телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов (например, на несколько различных частей
Стр. 491
тела одновременно), если оказывается близким к максимальной пропускной способности канала осознаваемого восприятия (по Г. Миллеру — около семи) или превышающим его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания.

Умение управлять вниманием помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Жизненно важным это умение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли».

Таким образом, метод медитации является одним из важных составляющих психической саморегуляции. Спокойное замедленное дыхание, расслабление мышц, направленное внимание приводят к успокоению мыслей и нормализует психо-физическое сознание. Их можно с успехом применять в повседневной жизни. Регулярные занятия медитативными практиками способствуют тому, что человек развивает навыки саморегуляции, которые позволяют ему постоянно поддерживать спокойствие и хорошее самочувствие. Благоприятно сказывается на физическом и психическом состоянии спокойное дыхание, отсутствие излишнего напряжения в мышцах; направленное внимание позволяет контролировать эмоции, а спокойствие мыслей приучает к наблюдению за процессом мышления, к умению адекватно реагировать на любое событие в жизни.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26