Иванов Д. В. (Санкт-Петербург) Неизвестная калмыцкая тханка из коллекции адмирала Н. К. Посьета
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 429-99
Стр. 429
В фондах Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН хранится коллекция № 470, поступившая в музей в 1899 году по завещанию адмирала К. Н. Посьета. Прежде чем перейти к составу коллекции и описанию интересующей нас калмыцкой тханки, необходимо сказать несколько слов об адмирале К. Н. Посьете. Константин Николаевич Посьет (1819–1899) был яркой и разносторонней личностью. Жизнь Константина Николаевича была насыщенна различными событиями, походами и экспедициями. Мы здесь отметим только наиболее значимые, на наш взгляд. Биография К. Н. Посьета по годам расписана в статье В. Н. Кислякова, которую мы рекомендуем всем интересующимся [Кисляков, 2005]. В 1852–1854 годах Посьет совершил свое первое кругосветное путешествие на знаменитом фрегате «Паллада» в составе экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина. По возвращении из похода им были написаны «Письма с кругосветного путешествия», опубликованные в «Морском сборнике» и «Отечественных

Стр. 430
записках». Всего К. Н. Посьет участвовал в трех кругосветных экспедициях. В 1854-55 годах Посьет побывал в Японии второй раз. В 1868 году Посьет совершает путешествие по Волге и Каспийскому морю. Впоследствии стараниями К. Н. Посьета углублены устья реки Волги, что предоставило морским пароходам доступ в Астрахань [Празднование 50-летия службы… 1887, 85]. В 1871 году К. Н. Посьет на фрегате «Светлана» посетил Америку, Канаду, Сингапур, Китай и Японию. В ходе этого путешествия Посьет побывал во всех открытых для европейцев портах Китая, а также совершил поездку по внутренним областям Китая от Шанхая до Нанкина и далее до Ханькоу [Правительственный вестник, 1886, 2]. В 1874 году адмирал Посьет был назначен министром путей сообщения. На этой должности Посьет не только занимался активным строительством железных дорог в России, но и руководил устройством Свирского и Сясьского каналов, улучшением портов Балтийского, Азовского и Черного морей, а 15 мая 1885 года при его участии был открыт Морской канал в Петербурге [Празднование 50-летия службы… 1887, 145]. Бывалый моряк, который сам пережил кораблекрушение, К. Н. Посьет организовал в России «Общество спасения на водах». Необходимо отметить, что Посьет был страстным коллекционером, привозившим различные предметы из всех своих путешествий. По завещанию К. Н. Посьета, его собрания были переданы в Музей антропологи и этнографии.

Возвращаясь к интересующей нас коллекции, отметим, что коллекция № 470 была зарегистрирована Д. Клеменцом в 1899 году. Всего коллекция включает четыре предмета. В музейной описи в графе «народ» указаны «китайцы», а в графе «местность собирания» — Гонконг. Два предмета — европейские рисунки акварелью, изображающие вид Гонконга и фактории, один предмет — портрет китайского учителя Сянь Шина. Наибольший интерес представляет четвертый экспонат. Это тханка с изображением Зеленой Тары. В описи экспонат зарегистрирован как «изображение буддийского бодхиставы женского рода, Тара (санскр.), Дулма (тиб.), Ногон Дара-экэ (монгол.), наклеен на желтом атласе».

Одного взгляда на этот экспонат достаточно, чтобы понять, что это никак не может быть работа китайского мастера, выполненная в Гонконге. По стилю это полотно наиболее близко к калмыцким тханка, хранящимся в МАЭ и описанных автором в статье «Калмыцкие тханка
Стр. 431

Тханка с изображением Зеленой Тары из фондов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, коллекция No 470.

Стр. 432
в буддийских коллекциях МАЭ» [Иванов, 2008]. Необходимо отметить следующие характерные особенности — ландшафтный фон, украшенный изображениями полевых цветов и кустиков, широкий нос, тюльпаны (!), нарисованные над цветком лотоса. Изображение тюльпанов можно считать, как нам кажется, «визитной карточкой» калмыцкого стиля буддийской живописи.

Как эта явно калмыцкая работа оказалась в собрании адмирала Посьета, а позднее в китайских коллекциях МАЭ? Если обратиться к биографии Константина Николаевича, то мы узнаем, что в 1868 году он в ранге вице-адмирала плавал по Волге до Астрахани, а затем по Каспийскому морю. Насколько нам известно, это было его единственное посещение районов проживания калмыков. Именно тогда страстным коллекционером адмиралом Посьетом и была приобретена буддийская тханка. После смерти адмирала, когда по завещанию его собрание было передано в Музей антропологии и этнографии, буддийская тханка была ошибочно включена в список китайских вещей из собрания адмирала.

Для нас крайне важным представляется тот факт, что это полотно могло быть приобретено Посьетом только в 1868 году, поскольку позволяет нам предположить, что танка была нарисована в 60-х годах XIX века. Ввиду слабой изученности истории формирования самобытного калмыцкого стиля буддийской живописи и датировок произведений калмыцкого буддийского искусства, эта танка представляет большой интерес для всех, кто интересуется как собственно калмыцким искусством, так и буддийской живописью в целом.

ЛИТЕРАТУРА


1. Иванов Д. В. Калмыцкие тханка в буддийских коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН: Характерные особенности стиля, иконография, обрамления // Manuscripta orientalia СПб.: Теза, 2008.
2. Кисляков В. Н. Российские морские офицеры — собиратели коллекций МАЭ (Китай, Корея, Япония) // Кюнеровские чтения. СПб., 2005.
3. Празднование 50-летия службы в офицерских чинах министра путей сообщения, генерал-адъютанта, адмирала К. Н. Посьета. СПб.,1887.
4. Правительственный вестник. СПб., 1886. №278.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26