Елихина Ю. И. Два памятника работы X Кармапы Чойджин Дордже. из коллекции Государственного Эрмитажа
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 411-418
Стр. 411
Коллекция тибетского искусства Государственного Эрмитажа насчитывает около 3500 экспонатов, включая скульптуру и живопись (тиб. thang-ka). Это собрание памятников, различных по стилю и по времени, датируемых в основном XI – началом XX в., содержит немало уникальных произведений. Экспонаты эрмитажной коллекции связаны с именем выдающегося собирателя Э. Э. Ухтомского (1861–1921). Он окончил Санкт-Петербургский университет, много путешествовал, неоднократно посещал Калмыкию, Бурятию, Монголию и Китай, был камергером при царском дворе и имел самые обширные связи и поставщиков в этих регионах. Поэтому в его коллекции представлены уникальные и самые разнообразные по стилям и времени памятники, созданные в Тибете, Монголии, Китае, Бутане и Бурятии. Его собрание было первым в России, на Всемирной выставке 1900 г. в Париже оно
Стр. 412
получило большую золотую медаль и привлекло внимание всего европейского мира к искусству Тибета.

В собрании Э. Э. Ухтомского имеются тангка (инв. № У-40, размер 37 х 28,5 см) и скульптура (инв. № У-745, высота 16 см), которые относятся к работам Чойчжина Дордже. Чойчжин Дордже родился в местности Голок, на северо-востоке Тибета, в семье кочевников. Согласно тибетским легендам, сразу после рождения он сделал один шаг, затем сел и произнес «шестислоговую» мантру Авалокитешвары («ом-манипадме-хум»), и сказал, что он является воплощением линии Кармап [Duglas and White, 1976, 83]. Уже к семи годам он так хорошо постиг искусство живописи, что превзошел своих учителей.
Затем он обучался в монастыре Цхурпу (тиб. mtshur-phu) (основан в 1185 г.), главной резиденции лам Карма-Кагью, где получил посвящение в практики Калачакры, Махакалы и красного Авалокитешвары [Duglas and White, 1976, 83]. XVII в. был очень сложным временем в тибетской истории: шла борьба за власть в Тибете между последователями Кармапы и сторонниками Пятого Далай-ламы Агван Лобсан Джамцо (1617–1682), последователями школы Гелуг, утопившими в крови монастыри Кармапы. Чойчжину Дордже удалось бежать из монастыря, переодевшись в светское платье.
В течение многих лет он жил, скрываясь в Восточном и Юго-Восточном Каме. Затем Далай-лама сослал его в Китай, провинцию Юннань, в Лиджан. У правителей Лиджана существовали определенные связи со школой Кагью. Шестой красношапочный и восьмой черношапочный ламы посещали эту местность. Находясь в ссылке с 1645 по 1661 г., Чойчжин Дордже основал несколько монастырей с общим числом монахов более 1000 человек.

Чойчжин Дордже не получил надлежащее монашеское образование, какое предполагалось его линией воплощений, но стал художником, скульптором, резчиком и ткачом. Скульптуры, выполненные им в технике резьасабы по рогу носорога, изображающие Ваджрттву, Тилопу, Наропу, Марпу и Миларепу, сохранились в монастыре Румтек в Сиккиме, новой резиденции школы Карма-Кагью [Duglas and White, 1976, 2, 4, 10, 14, 18]. Его творческая деятельность началась в восьмилетнем возрасте. Он владел техникой кэсы и изготавливал тангка в этой технике. Бронзовую скульптуру он отливал, подражая раннему тибетскому стилю, также делал и фарфоровые статуэтки. Из живописных стилей Чойчжин Дордже владел стилями «новый менри», «карма гадри», но, находясь в ссылке, писал только в китайском стиле.
Стр. 413
Согласно тибетским источникам, Чойчжин Дордже написал копии 23 тангка с изображениями архатов. Оригиналы, с которых художник делал копии, хранились в монастыре Йерпа. Они были привезены из Китая в Х в. и считались иконографическим эталоном для изображения архатов. Одна из этих тангка с изображением двух архатов была опубликована К. Дебречжени [Debreczeny, 2003, 46]. Чойчжин Дордже написал серию из семи танок с изображениями Будды Шакьямуни и шестнадцати архатов, которая хранится в музее г. Лиджаня [Debreczeny, 2003, 50–51]. Чойчжин Дордже создал также серию тангка в китайском стиле, посвященных двенадцати деяниям Будды. Эта серия сохранилась в монастыре Цхурпу, куда он вернулся после ссылки, и находится в личном кабине Кармапы [Jackson, 1996, 250]. Произведения этого выдающегося художника находятся в различных частных коллекциях в Европе и Америке, в монастырях Тибета и Сиккима, в музее г. Лиджан.

Тангка, написанная X Кармапой, во многом необычна для тибетской традиции: в ней превалирует сильное китайское влияние. Она написана на шелке, цвет фона ― золотой, но он сильно закопчен. Тангка обшита сверху китайской парчой бордового цвета с тканым рисунком в виде персиков и цветов, и снизу — шелковой тканью, выполненной в технике кэсы, с изображением двух летящих журавлей, облаков и гор. Журавли и персики являются китайскими символами долголетия и процветания. Фрагмент этой же ткани вшит сверху. Работа характеризуется тонкостью письма, неяркими приглушенными красками, тщательной проработкой деталей. Она относится к традиции КармаКагью, так как в верхней части изображен лама этой школы в черной шапке. В этой школе цепочка передачи учения следующая: Тилопа (988–1069) — Наропа (1016–1100) — Марпа (1012–1097) — Миларепа (1052–1135) — Гампопа (1079–1153). Ученики Гампопы образовали две подшколы: «кармапа черных шапок» (1179) и «кармапа красных шапок» (с XIII в.). Глава школы черных шапок, второй Кармапа Карма Пакши (1204–1283), в середине XIII в. основал институт перерожденцев, тибетских тулку (тиб. sprul-sku), земных воплощений бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары.

На тангка черношапочный кармапа изображен в позе ваджрасана, его руки сложены перед грудью в жесте поворота колеса учения (дхармачакра-мудра). Подобная иконография характерна для первого черношапочного Кармапы Дусум Кхьенпа (1110–1193), основоположника первой линии тибетских перерожденцев. Еще раз подчеркну, что тангка
Стр. 414

Тханка Будда Шакьямуни из коллекции Государственного музея Эрмитаж (инв. No У-40, размер 37 х 28,5 см)

Стр. 415
написана под сильным китайским влиянием, в необычном стиле даже для традиции «карма-гардри». Этот стиль возник в XVI в. и получил распространение в Восточном Тибете (Каме). Для него характерно китайское заимствование элементов пейзажа. Основной чертой живописи служит бледный фон, в композиции преобладают небо и пейзаж, причем небо занимает достаточно большое пространство. Даже центральная фигура на таком фоне выглядит маленькой. Золото используется очень умеренно. Краски в основном светлые, наложены тонким слоем.

На тангка показан Будда Шакьямуни: его правое плечо не прикрыто плащом, одеяние складчатое. Подобные складчатые одеяния появились в Гандхаре, затем встречаются среди памятников Восточного Туркестана, Кашмира и Тибета (монастырь Йерпа, тиб. yer-pa). Руки Будды Шакьямуни расположены перед грудью в жесте дхармачакра-мудра. Будда показан с двумя учениками: со старцем Шарипутрой (слева) и юношей Маудгальяяной (справа).
У Шарипутры в руках находятся четки, у Маудгальяяны — сосуд. В нижней части тангка изображены многочисленные буддийские драгоценности-ратны. Интересен трон Будды светло-голубого цвета с более темным контуром и фоном, традиция которого восходит к стилю индийской династии Пала (750 – конец XII в.). В нижней части трона помещены богини подношений. Аналогичную тангка опубликовал Д. Джексон (Jackson, 1996, 253). Эта тангка относится к частной коллекции Франсуазы и Алана Бордьеров. Она также написана на шелке по золотому фону. На ней изображен Будда Шакьямуни. На этой тангка также прослеживается сильное китайское влияние. Вероятно, она была написана с китайского оригинала. Будду Шакьямуни также окружают два ученика: Шарипутра держит монашеский посох-кхакххару, у Маудгальяяны руки сложены в жесте поднесения драгоценности анджли-мудра.

В верхней части тангка изображены два монаха школы Карма-Кагью. Один красношапочный, другой черношапочный. Вероятно, это шестой красношапочный лама (1584–1630) и восьмой черношапочный (1507–1554). Они посещали Лиджан и имели духовное влияние в регионе. В центре между ними находится Авалокитешвара (тиб. semsnyid-ngal-gso). Авалокитешвара легко узнаваем по шкуре антилопы на левом плече. Главы школы Кагью, как и Далай-ламы, считались земными воплощениями Авалокитешвары, поэтому он и изображен на этой тангка. Может быть, главы школы Кармапа считались воплощением именно этой формы Авалокитешвары. Такую форму Авалокитешвары
Стр. 416
Чойчжин Дордже увековечил в бронзе. Эта скульптура находится в монастыре Румтек в Сиккиме [Duglas and White, 1976, 133].

На описываемой тангка можно отметить аналогичные ратны и трон Будды. Д. Джексон особо подчеркивает, что многочисленные ратны служат отличительной чертой творчества художника [Jackon, 1996, 254]. Схожи размеры и подчеркнуто увеличенные руки Будды, что характерно для китайских образов. Сравнив обе тангка, можно сделать вывод, что они принадлежат кисти одного художника. На одной из тангка, опубликованной Г. Стоддард, с изображением Пехара, выполненной Чойчжин Дордже в китайском стиле имеется подпись автора и стоит дата 1655 г., что еще раз подтверждает правильность авторства и датировок [Jackson, 1996, 254]. Для периода творчества Чойчжин Дордже в китайском стиле, характерны следующие особенности: следование китайской живописной традиции, использование шелка в качестве основы, золотой фон тханок, трон Будды бледно-голубого цвета с украшениями в традиции Пала-Сена, многочисленные ратны. Тангка из коллекции Государственного Эрмитажа относится к работам мастера, написанным в ссылке, и может датироваться 1645–1661 гг. Нет сомнений, что она была написана выдающимся художником Чойчжин Джордже в середине XVII в. Можно предположить, что и шелк для обрамления тангка выполнен самим художником.

Второй работой мастера из тибетской коллекции Государственного Эрмитажа является статуэтка Авалокитешвары. Скульптура напоминает по стилю раннюю тибетскую бронзу VII–VIII вв. из Центрального Тибета. Скульптура незолоченая, холодной позолотой покрыто только лицо бодхисаттвы. Она изображает Авалокитешвару, восседающего в позе сукхасана. В прическе находится миниатюрная фигурка Будды Амитабхи. В левой руке он держит цветок лотоса, в правой находится в сосуд. В сосуд вставлена ивовая ветвь, которая более характерна для китайской традиции. Аналогичный по иконографии образ Авалокитешвары VII–VIII вв. с сосудом и цветком лотоса опубликован У. Шредером [Schroeder, 2001, II, 765, ил. 180]. Для скульптуры характерна тонкая проработка деталей и обилие украшений. Серьги, украшения и дхоти близки к образцам ранней тибетской скульптуры Ярлунгской династии, для сравнения можно привести опубликованную У. Шредером Сарасвати [Schroeder, 2001, II, 761, ил. 178]. Голова бодхисаттвы увенчана своеобразной короной, верх которой украшен миниатюрным изображением Будды Амитабхи. За престолом
Стр. 417

Скульптура Авалокитешвары из коллекции Государственного музея Эрмитаж (инв. No У-745, высота 16 см)

Стр. 418
находится мандорла, которая декорирована растительным орнаментом, верхняя часть завершается изображением дерева, на фоне которого мастер поместил двух птичек. Особенно характерно представлено дхоти, образующее на ногах сидящего бодхисаттвы большое количество мелких рельефных складок. Авторским решением являются круглая мандорла и двойной лотосовый престол с удлиненными крупными лепестками. Подобные престолы, с перехватом посередине, встречаются среди произведений долины р. Сват VII–VIII веков и затем в ХI веке в западных Гималаях.

Таким образом, в тибетской коллекции Государственного Эрмитажа имеются два памятника, которые являются работами выдающего мастера Чойчжина Дордже.

ЛИТЕРАТУРА


1. Debreczeny K. The Buddha`s law Among the Jang: The 10th Karma-pa’s Development of his ‘Chinese-Style Thangka painting’ in The Kingdom of lijiang in Orientations. Vol. 34. № 4. April 2003. Р. 46–53.
2. Douglas N. and White M. Karmapa: The Black Hat lama of Tibet. london.: luzac and Company, 1976.
3. Jackson D. A History of Tibetan paintings: The Great Tibetan painters and Their Traditions. Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1996.
4. Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet, Vol. 2. Hong Kong: Visual Dharma pub., 2001.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26