Дорджиева М. Б. (Элиста) Коллекция Мирде-бурхан из фондов ГУ Национального музея Республики Калмыкия им. профессора Н. Н. Пальмова
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 405-411
Стр. 405
Буддийскую живопись можно подразделить на две группы. К первой относятся храмовые иконы, связанные с интерьером или экстерьером буддийского монастыря. Вторая группа — личные иконы, существующие как часть личного алтаря или нательные амулеты (калм. — мирдебурхан). Личные иконы отличались малой величиной. Их изготовление было частью развитого художественного производства. Нередко миниатюрные рельефные образы —мирде изготавливали при помощи штампа из глины или металла. Их вкладывали в металлические или деревянные футляры. О роли, которую эти изображения играли в жизни народа, говорят следующие свидетельства. У. Э. Эрдниев в своей книге «Калмыки» пишет: «Многие носили на шее бу — талисман (сделанный из бумаги или материи с соответствующей молитвой или заклинаниями — тарни); иногда привязывали его к волосам детей. Встречались случаи, когда талисман носили на кистях рук и на ногах. Бу, согласно верованьям, обеспечивал его хозяину долгую жизнь, предотвращал болезни и защищал от злых духов» [Эрдниев, 1986].

К этому типу магии можно отнести веру в действенность некоторых икон, наделявшихся чудотворными свойствами. Наиболее сильными амулетами считались маленькие глиняные или металлические изображения, вложенные в серебряные, деревянные футляры; они якобы спасали от пуль и ударов сабли на войне. Рассказывали, что пуля, пущенная
Стр. 406
из ружья, была отведена и не попала в козу, на шее которой была подвешена такая икона. Г. С. Лыткин приводит описание приготовления этих амулетов: «Гелюнги выделывают идолов из глины. Для сего они съезжаются летом в назначенное место, где иногда присутствует и сам лама. Там они занимаются сей работой более месяца, выдавая народу, будто умилостивляют богов о ниспослании благоденствия. По окончании работы гелюнги выделанных из глины идолов кладут в яму, закапывают землю, а сверху они делают деревянный храмик, называют Цаца». Позднеев также писал о мирде: «Иногда таких маленьких бурханчиков штамповали из “кюджи” — специальной смеси из лекарственных и благовонных растений, предварительно высушенных и истолченных в порошок. В особых случаях туда добавляли прах умершего ламы» [Позднеев, 1993]. И. А. Житецкий в «Очерках быта астраханских калмыков» приводит описание талисмана: «Мирде (шутен) или менкгу, это миниатюрные, хранящиеся в металлических (серебряных) ящиках, так что мирде — это род медальона с религиозным значением. Ящичек для шутена имеет разную форму, смотря по форме самого бурхана. Обыкновенно мирде носится на шее, для чего привязываются к нему тесемки. Сам бурхан — миниатюра имеет вид как бы камеи: на пластинке — круглой, квадратной или продолговатой, находятся рельефные изображения бурхана. Сама пластинка обыкновенно окрашена в красный цвет, а изображение бурхана нередко покрывается золотом и серебром. Шутены делаются из смеси песка и глины, а из песка, по ламаизму, состоит и тело человека. Мирде имеет смысл талисмана, и ему приписывается способность избавления носящего его от всякого вреда, даже от пули» [Житецкий, 1991]. И. П. Небольсин не обошел эту тему: «изображение шутена зашивают в маленький, определенного заранее цвета, шелковый мешочек, испещренный избранными словами молитвы, и тельник этот, после принесения жертвы бурхану, надевают на ребенка на один только день, предназначенный гелюнгом-зурхачи. После тельник привязывают к зыбке, а когда ребенку исполняется года два-три, тельник этот надевают ему на шнурочке на шею или через плечо, и уже навсегда, с тельником калмык не расстается всю жизнь». Наконец, Д. Д. Шалхаков в своей книге «Семья и брак у калмыков» внес свои наблюдения: «Амулеты представляют собой кусочек бумаги или материи со священными изречениями и заклинаниями, предотвращающими их владельца от злых намерений и пагубных влияний врагов, болезней и житейских несчастий» [Шалхаков, 1982].
Стр. 407
Амулеты носили калмыки всех сословий без различий пола. По свидетельству А. Россиковой, они делались из материи в виде 4-угольного мешочка из цветных материалов и только трех цветов: желтого, красного, зеленого. Амулеты, приготовленные из бумаги и материи, носили только женщины и дети, мужчины носили, как правило, кожаный бу. Новорожденному же зурхачи еще назначали ношение шутена (изображение божков). За талисман-бу — родители одаривали зурхачи деньгами, бараном, жеребенком или какой-нибудь вещью, необходимой в кочевом быту, смотря по достатку. Нойоны и зайсанги приобретали в хурулах для своих новорожденных детей гу (гау)– маленькую статуэтку Будды, помещенную в футлярчик, который считался более действенным талисманом». У Позднеева есть еще интересные наблюдения: «Как талисман, способный предохранить человека от несчастий, ребенку, со дня рождения, привязывают пять так называемых «бу», которые потом он должен носить в течение первого года. По форме они почти одинаковы. Состоят из пяти отдельных клочков бумажки, перекрещивающихся очиров и тарни; бумажки эти свертываются потом квадратным четырехугольником, зашиваются в лоскуток материи и в этом виде пришиваются. Положение бу на теле ребенка следующее: одно бу в красной материи — к шее; два бу в белой материи — к рукам; два бу в желтой материи — к ногам. По прошествии года детские бу должны сменять и они заменяются одним «банза-ракшайн бу» (бумага с тарни и изречениями) — в красной или желтой материи и носится на груди. От 360 злых духов, 404 болезней, 80000 препятствий, мешающих человеку проводить жизнь счастливо и верным путем идти к совершенствованию своего духа, и как средство, подавляющее силы этих духов, болезней и препятствий, является бу. Богатые вместо «бу» с тарни, носят небольшие золотые и серебряные складки, в которых вставляются изображения их гения-хранителя вместе с изображением того бурхана, хубилганом которого этот гений-хранитель почитается» [Позднеев, 1993]. Таким образом, амулеты-мирде — это обереги, являющиеся непременным атрибутом каждого калмыка в прошлом. Мирде — бурханы носили на шее и богатыри героического эпоса «Джангар». У калмыков и поныне бытует множество рассказов и легенд о чудо-талисманах, амулетах, сохранивших жизнь солдатам на войне, о том, как пули, болезни и несчастья обошли владельцев калмыцких амулетов. У некоторых до сих пор хранятся эти амулеты как самая дорогая реликвия и оберег семьи, рода.
Стр. 408
Коллекция «Мирде-бурхан», хранящаяся в Краеведческом музее имени Н. Н. пальмова, насчитывает 34 предмета. Из них пять мирде с изображением Будды Шакьямуни, четыре — с Цзонхавой, три — с Махакалой, три — с Зеленой Тарой, четырнадцать деревянных шутенов, одно мирде с изображением Авалокитешвары, один фрагмент от Эрлик-Номин-хана и три персонажа, заимствованные из других религий. Анализ коллекции показал, что она складывалась постепенно, в течение более 30 лет в 60-е годы (в период восстановления музея) было пять поступлений, в 70-е годы — всего два; наибольшее число приобретений приходится на 80-е годы: 14 предметов пополнили коллекцию. В октябре 1998 г. в Краеведческий музей обратился коллекционер из г. Новосибирска через жителя г. Элисты Емельянова Бориса Владимировича с предложением приобрести буддийские предметы культа. По определению специалистов, эти вещи, возможно, вывезены из Республики в годы депортации и датируются ориентировочно XIX веком.

Администрация г. Элисты преподнесла в дар данную коллекцию Краеведческому музею на митинге Памяти жертв репрессий и депортации — 28 декабря 1998 года. Среди них не только глиняные статуэтки, но и рисованные на бумаге изображения особо чтимых образов. Первый мирде-бурхан с изображением выдающегося деятеля и реформатора буддизма Цзонхавы поступил в далеком 1963 году, был выкуплен у жительницы г. Элисты З. Д. Давановой. Следующие два мирде были приобретены через четыре года, в 1967 г. Одно из них также с изображением Цзонхавы было куплено у элистинца М. Б. Васильева, другое с изображением защитника учения Махакалы поступило с коллекцией предметов от Каспийского горсовета Калмыцкой АССР через С. Д. Бельгеева. В 1968 году у жительницы Элисты М. И. Барановой музей приобрел мирде «Махакала» в большой металлической оправе. В 1969 г. музей посетил Биткеев Петр Цеденович — в те годы ученый секретарь НИИЯЛИ, а ныне известный профессор, доктор филологических наук, который передал музею фрагмент изображения ЭрликНомин-хана (Яма), которое символизирует наказание женщины за распущенность. Этот фрагмент был найден в урочище Овата в местности Уттин Гол (ныне пос. Овата Целинного района, Калмыкия) Биткеевым Цебеком Бадмаевичем — отцом Петра Цеденовича.

В конце 70-х годов прошлого века — в период калмыцко-монгольской дружбы, музею были переданы в дар предметы искусства
Стр. 409
монголов, в числе которых находился амулет круглой формы с изображением, вероятно, птицы Гаруды. Предположительно, это один из четырех видов монгольских амулетов, изображающих птицу Гаруду, дракона, быка и барса. В это время музей закупил мирде с изображением Цзонхавы у А. Г. Очирова — жителя г. Элисты. В следующем 1982 году произведен закуп мирде «Будда Шакьямуни» у другого элистинца Э. Б. Церенова. Следующий амулет «Цзонхава» приобретен у Л. А. Ковтуновой, это была случайная находка у пос. Салын А. А. Исакова — дяди Ковтуновой. Находку дядя подарил матери Л. А. Ковтуновой — Н. Ф. Емельяновой. В 1984 г. музей закупил коллекцию из 79 предметов у У. С. Теляевой — жительницы г. Каспийска, Калмыкия. В коллекции — четыре мирде-бурхана с изображением Будды Шакьямуни, Зеленой Тары и заимствованного божества. Амулет «Авалокитешвара» — по определению В. Чуматова имеет давнюю историю (но, возможно, это — Майтрейя), был приобретен у М. Ф. Настыновой и принадлежал ее матери, уроженке Ростовской области, станицы Мечетинской. Амулет был передан в наследство от бабушки мужа, умершего в 1975 г. Амулет «Будда» передан музею Альбиной Зергентеевной Сейлещук, статуэтка принадлежала ее родителям. Амулет в виде глиняной статуэтки «Насни Гурвн» (определение владельца) — Э. С. Овлыкова из г. Элисты, он достался ему в наследство — передан в дар музею в 1986 году. Летом 1987 года собрание музея пополнил амулет «Гал Маха» (Махакала), выполненный в технике живописи-тханка, поступил из пос. Амур-Санан Городовиковского района от Пелагеи Шириповой. Из этого района через Городовиковский филиал музея поступил глиняный амулет буддийского божества без футляра. Это была случайная находка. В мае 1987 г. в музей обратилась Н. О. Манджиева с просьбой принять в дар одно божество. Надежда Очировна рассказала, что ее 78-летняя мать имеет внучку-студентку в Москве, которая училась с одним монголом. Икону в деревянном футляре бабушка-монголка передала в дар бабушке-калмычке в марте 1987 г.
Но, бабушка-калмычка отказалась, под предлогом, что нельзя держать в доме чужую икону, так как неизвестно ее название, да и футляр имеет скол. В семье было решено сдать шутен в музей. Сотрудники обратились к В. Чуматову за атрибуцией божества, находящегося внутри шутена. Он определил его как дзенское божество, внутри вложен рисунок тушью с изображением Белого Старца. В 1988 г. было произведено еще одно приобретение.
Стр. 410
Жительница г. Элисты Софья Николаевна Давыдова передала закупом мирде «Будда Шакьямуни» в металлическом футляре. Сдатчик не имеет сведений, как попал амулет в их семью. В 1999 г. музей приобрел коллекцию шутенов в количестве 13 предметов от жителя города Новосибирска — закуп произведен с помощью Министерства культуры Республики.

Мирде-бурхан временного хранения (собственность Еврейской государственной академии им. Маймониди). Пять лет назад в залах КРКМ имени Н. Н. Пальмова была открыта выставка «Возвращение Будд». В экспозиции были представлены калмыцкие иконы (тханки), шутены, мирде-бурхан из коллекции Еврейской государственной академии им. Маймониди, состоящей из 602 икон (тханок), 200 скульптур и 80 мирде-бурхан. Данная коллекция попала в академию в середине девяностых годов. Она была выкуплена у вдов двух еврейских врачей, сопровождавших эшелоны калмыков, сосланных в Сибирь. По пути от холода и голода скончались тысячи и тысячи калмыков. Врачи, ставшие свидетелями трагедии целого народа, решили собрать уникальные образцы буддийского культа. Со временем Академия подготовила впечатляющую выставку, побывавшую в Колумбии и Израиле.

Данную коллекцию исследовали специалисты, ученые, священнослужители. Большинство раритетов являются тибетскими, но исследование при сопоставлении этих предметов с каноническими образцами позволило выявить такие, которые имеют калмыцкое происхождение. В частности, были распознаны: одна икона, датируемая — XVI веком, другая — XVIII–XIX в., причем последняя сделана в районе МалыхДербет, о чем свидетельствует надпись на обороте тханки. Помимо икон-тханок в коллекции представлены ритуальные бурханы — полые скульптуры буддийских божеств, имеющие в себе молитвенные тексты и, наконец, амулеты «мирде» в количестве 80 предметов, которые вошли в каталог.

ЛИТЕРАТУРА


1. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994.
2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991.
411
Стр. 411

3. Гордеева А. Возвращение будд // Газета Элистинские новости от 03–09.07.1999.

4. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Элиста, 1991.

5. Илишкин Н. Талисманы (амулеты) — хранители воинов // Газета Хальмг Унн от 28.02.2004.

6. Митиров А. По следам бурхана мирде // Газета Хальмг Унн от 21.05.2003.

7. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993.

8. Шалхаков Д. Д. Семья и брак у калмыков (XIX – нач. XX в.): Историко-этнографическое исследование. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1982.

9. Эрдниев У. Э. Калмыки: : Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26