Уланов М. С. (Элиста) Калмыцкий буддизм на рубеже тысячелетий: проблемы возрождения и перспективы развития
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 359-365
Стр. 359
Среди регионов мира, где традиционно распространен буддизм, Калмыкия выделяется своим особым географическим положением и этнокультурной спецификой. Калмыки — единственный в Европе монголоязычный народ, исповедующий буддизм. В то же время буддийская культура Калмыкии является важным компонентом региональной культуры Юга России. Следует также отметить, что современная религиозная ситуация в Республике недостаточно изучена.

Калмыцкий буддизм имеет давнюю и богатую историю. Исторически на территории Калмыкии получила распространение тибетская традиция буддизма в форме «желтошапочной» школы Гелуг. В то же время предки калмыков — ойраты были знакомы и с другими школами тибетского буддизма. К началу ХХ века в калмыцкой степи и на Дону существовало более ста больших и малых хурулов (храмов), при которых находилось более двух тысяч священнослужителей [Дорджиева, 2001, 33].

*Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 08-01-36102 а/Ю «Калмыцко-тибетские отношения: исторический опыт и современность.
Стр. 360
В 1930-х годах в результате сталинских репрессий храмы были разрушены, а буддийское духовенство подверглось жестоким репрессиям. К началу Великой Отечественной войны буддизм в Калмыкии был, практически, уничтожен. Выселение калмыков в 1943 г. довершило разгром буддизма. В ссылке продолжались гонения на бывших священнослужителей. Были утрачены многие сохранившиеся в семьях предметы культа.

После восстановления калмыцкой автономии верующие пытались добиться открытия хурула. Однако власти не допустили регистрации ни одной общины. Но вопреки желанию тогдашних властей в Калмыкии все же возник ряд неофициальных буддийских центров — в местах проживания бывших лам. Такие центры находились в п. Цаган Аман, совхозе «Заливной», с. Троицкое и в некоторых других местах [Бакаева, 1994, 20].

Возрождение буддизма в Республике началось лишь в конце 1980 годов и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 г. в Элисте появилась первая официально зарегистрированная община буддистов. В этом же году был открыт первый молельный дом. Настоятелем последнего стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж. Вместе ним в Республику приехало несколько бурятских священнослужителей, которые привезли с собой предметы культа.

Важным событием стало создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК). В 1991 г. прошла Первая конференция ОБК, которая утвердила устав и избрала Шаджин-ламу калмыцкого народа Туван Дорджа. В 1992 г. состоялась Вторая чрезвычайная конференция. Её итогом стало избрание Шаджин-ламой и президентом ОБК досточтимого Тэло Тулку Ринпоче, гражданина США калмыцкого происхождения, который был признан очередным перевоплощением известного древнеиндийского йогина Тилопы. [Маштыков, 1998, 59].

Знаменательным событием в религиозной жизни Калмыкии стал первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIv, который состоялся летом 1991 г. и придал мощный импульс развитию буддизма в Республике. В Элисте Далай-лама провел три массовых молебна, посетил хурул, освятил место строительства буддийского храмового комплекса, встретился с тогдашним руководством Калмыкии и общественностью столицы. [Куменова, 1991, 1, 4].
Стр. 361
Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил Республику. Как и во время предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кроме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме — сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково [Биткеев,1993, 3–4].

Еще в 1992 г. в Элисте по инициативе Тело Ринпоче был создан Молодежный буддийский центр, который начал активную просветительскую деятельность, включавшую преподавание основ буддизма, тибетского языка и древнеиндийской логики. Позднее МБЦ был переименован в Дхарма-центр. В 1994 г. в Элисте состоялся Международный буддийский форум, организованный Дхарма-центром. В работе форума приняли участие около тысячи верующих из России, стран СНГ и ряда стран дальнего Зарубежья. В рамках этого мероприятия проводились молебны, посвящения, прошли благотворительный телемарафон и духовно-экологическая экспедиция «Драгоценное ожерелье Калмыкии» [Маштыков, 1998, 59–60].

В дальнейшем в рамках Дхарма-центра стали формироваться религиозные общины мирян, ориентированные на ту или иную из четырех главных школ тибетского буддизма. Одной из первых таких общин был центр школы «Карма-кагью», имеющей в Калмыкии немало последователей. «Красношапочный» буддизм представлен в Калмыкии еще двумя школами — Сакья и Ньингма, общины которых возникли после приезда в Калмыкию учителей этих традиций: патриарха традиции Сакья Его Святейшества Сакья Трицзина и ньингмапинских учителей досточтимых Палден Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче. Последователи других школ тибетского буддизма в отдельных случаях даже возглавляют буддийские храмы. Так, например, буддийскую общину «Падма Цо Дорже Линг» поселка Ики-Бурул Ики-Бурульского района Республики Калмыкии возглавляет Р. Н. Гордеев, являющийся настоятелем местного храма. Он известен как приверженец школы Ньингма. Другой буддийский хурул села Троицкое Целинного района возглавляет А. Н. Доржинов, который одновременно являлся также председателем буддийской общины «Намгьял Линг», принадлежащей к направлению Дзогчен.
Стр. 362
В Калмыкии существуют и светские буддийские организации, последователи которых придерживаются традиционного для калмыков «желтошапочного» буддизма (Гелуг), — это центры «Ченрези» и «Тилопа». Они были созданы в результате просветительской деятельности Геше Джампа Тинлея, который основал в России целый ряд буддийских центров. Геше Тинлей регулярно посещает Калмыкию, где на его лекции и посвящения собираются большие аудитории. Некоторое время по просьбе Тэло Ринпоче Геше Тинлей исполнял обязанности Шаджин-ламы Республики.

Одним из главных учителей — последователей школы Гелуг является Его Святейшество Богдо-геген IX, который уже несколько раз побывал в Калмыкии. Визиты духовного лидера монгольских народов способствовали возрождению буддизма у калмыков. Во время своих поездок Богдо-геген посещал районы, читал проповеди, давал благословения [Богдо-геген Джебзун Дамба Хутухта IX, 2003, 1–2].

Значительным событием для буддистов Калмыкии стал также приезд в 1997 г. Государственного оракула Тибета Тубдена Мобуба. Летом 1999 г. он вновь посетил Республику. Во время своих визитов Тубден Мобуб проводил массовые молебны, освящал храмы, встречался с представителями буддийских центров и руководством Калмыкии [Болдуринова, 1997, 1].

В 2000-х гг. Калмыкию несколько раз посещал лама Еше Лодой Ринпоче. Ранее он работал в Индии в Государственной библиотеке тибетских трудов и архивов в должности заведующего Отделом восточных рукописей. В начале 1990-х годов Еше Лодой Ринпоче по поручению Далай-ламы приехал в Бурятию для преподавания буддийской философии. В Калмыкии Ринпоче даровал посвящения в тантры Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. [Болдуринова, 2000, 7].

В эти же годы в Калмыкию приезжали тибетские монахи из монастыря Гьюдмед. Гьюдмед известен тем, что здесь обучают тайным тантрическим учениям. Кроме того, его монахи славятся своим оригинальным горловым пением. В Элисте ими были построены три песочные мандалы, которые символизируют матрицу Вселенной и одновременно дворец божеств. Первой была возведена мандала Зеленой Тары, второй — мандала Авалокитешвары, третьей — мандала Ямантаки. По окончании строительства мандалы были разрушены, что должно напоминать людям о бренности бытия и необходимости готовиться к следующей
Стр. 363
жизни. В ходе своих визитов монахи Гьюдмеда также даровали благословения богини Тары, Манлы (Будды медицины) и Манджушри (Будды мудрости), проводили церемонии очищения Вселенной, читали лекции о буддизме [Убушиева, Захарова, 2002, 8–9].

С 3 по 15 августа 2003 г. в Калмыкии на территории Сити-Чесс проходил Всероссийский буддийский ритрит. Для участия в этом мероприятии в Калмыкию прибыло множество буддистов из разных городов (Ростова-на-Дону, Уфы, Улан-Удэ, Кызыла и т.д.), а также из Украины. Проводился ритрит под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея. Ритрит в Калмыкии был посвящен Ламриму (учению о постепенном пути к просветлению).

В октябре 2003 г. в Элисте прошла церемония посвящения в Калачакру, которую провел Его Святейшество Богдо-геген. В церемонии также принимали участие монахи из личного монастыря Его Святейшества Далай-ламы XIv — Намгъяла. Калачакра является одной из важнейших тантр эзотерического буддизма. Она тесно связана с астрологией и учением о мистической стране Шамбале. В церемонии посвящения приняли участие более 10 тысяч верующих [Известия Калмыкии, 2003, 3].

И, наконец, в ноябре 2004 г. состоялся третий визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Этого события верующие Республики ждали двенадцать лет. Во время своего пребывания в Элисте Далай-лама провел церемонию освящения главного храма и прочитал публичную лекцию об основах буддизма. Несмотря на кратковременность, визит Далай-ламы, несомненно, стал важнейшим событием религиозной жизни Калмыкии.

Следует отметить, что возрождению буддизма в Калмыкии во многом способствовала и политика нынешнего руководства Республики, которое выделяло значительные средства на строительство буддийских храмов. За период 1993–2002 гг. произошел количественный рост буддийских общин. Силами верующих и органов местной власти были возведены хурулы в г. Лагань, поселках Цаган-Аман, Яшкуль, Ики-Бурул, Аршань-Зельмень и т.д. Важное значение для развития буддизма имело открытие в Элисте в 1996 г. буддийского храма Сякюсн Сюме. В настоящее время в столице Республики построен новый храм — Бурхн Багш Алтн Сюме, который является крупнейшим в Европе.
Стр. 364
Вместе с тем, на сегодняшний день существует и целый ряд следующих проблем:

1) Нехватка квалифицированных монахов. В связи с появлением значительного количества общин буддистов и храмов остро встал вопрос о подготовке квалифицированных лам. Сохраняется недостаточный уровень подготовки калмыцкого духовенства, что приводит к низкой конкурентоспособности калмыцких лам в сравнении с протестантскими проповедниками.

Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. на учебу в Индию, Монголию и Бурятию была отправлена группа послушников, проблема нехватки подготовленных священнослужителей является одной из наиболее актуальных для калмыцкого буддизма.

2) Незнание большинством населения Республики основ буддийской философии и практики. Так, большинство калмыков имеют весьма слабые представления о буддизме. Хурулы же в основном занимаются обрядовой деятельностью, что приводит к тому, что буддизм для верующих ассоциируется главным образом с выполнением определенных ритуалов. Несмотря на то, что в Калмыкию время от времени приезжают буддийские учители, которые читают лекции по основам вероучения, основная масса населения остается пока в стороне от изучения буддизма. Для возрождения буддизма необходима комплексная программа по организации религиозного просвещения. В первую очередь необходимо наладить просветительскую, переводческую и издательскую деятельность.

3) Слабая организованность буддийской церкви в Калмыкии. По существу, каждый хурул проводит автономную политику, что, естественно, сказывается на процессе возрождения буддизма. Общины мирян также разобщены. Только во время приезда высоких гостей можно наблюдать некоторую согласованность в деятельности центров и общин.

4) Недостаточная коммерческая активность буддийских общин. Для налаживания просветительской деятельности (издания религиозной литературы, приглашения учителей и т.д.) общинам необходимо заниматься и коммерцией. В этом им могли бы помочь как влиятельные спонсоры, так и государственные структуры.

В целом же, процесс возрождения буддизма можно условно разделить на два этапа. Первый, начальный, этап приходится на конец 1980-х – начало 1990-х гг. Он связан с появлением первых официально зарегистрированных буддийских общин и первого молельного дома в Элисте.
Стр. 365
Интерес к буддизму в обществе только зарождается. В данный период происходит и оформление буддийской Сангхи. Этот этап отмечен визитами в Республику Его Святейшества Далай-ламы XIV. Второй этап начинается примерно в 1993–1994 гг. и длится до сегодняшнего времени. На данном этапе происходит количественный рост буддийских храмов и общин, появляются общины «красношапочных» традиций тибетского буддизма, приезжают тибетские учители, дающие посвящения, читающие лекции. На наш взгляд, в ближайшее время в Калмыкии может начаться третий этап возрождения буддизма, который будет связан уже не с количественным, а качественным ростом. В ходе третьего этапа в Калмыкии, вероятно, появится развитая система буддийского образования.

ЛИТЕРАТУРА


1. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста: Калмыкское книжное издательство, 1994. С. 20.
2. Биткеев П. Ц. Незримый след в душе: Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV в Калмыкию // Мандала. Элиста: Калмыцкий институт общественных наук, 1993. №2. С. 3–4.
3. Болдуринова Е. Тубден Мобуб дал духовные наставления калмыцким верующим // Известия Калмыкии. 1997. 17 октября. С. 1.
4. Болдуринова Е. Личный библиотекарь Далай-ламы… // Известия Калмыкии. 2000. 5 августа. С. 7.
5. Дорджиева Г. Ш. Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX – первой половине XX века. М.: ИРИ, 2001.
6. Его Святейшество Богдо-геген Джебзун Дамба Хутухта IX // Дыхание лотоса. 2003. Сентябрь. №12. С. 1–2.
7. Калачакра открыта для всех и для каждого // Известия Калмыкии. 2003. 7 октября. С. 3.
8. Куменова Н. Три дня с Далай-ламой // Советская Калмыкия. 1991. 30 июля. С. 1, 4.
9. Маштыков С. С. Современное состояние буддизма в Калмыкии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. №3–4. С. 59–60. 10. Убушиева Б., Захарова Г.
10 дней, которые потрясли Калмыкию // Калмыкия. 2002. 18 апреля. С. 8–9.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26