Гордеев А. Н. (Элиста) История принятия буддизма калмыками
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 313-318
Стр. 313
«Вот еще один замечательный факт по поводу этих волшебников, или бакши, как их называют. Я вас уверяю, что, когда великий хан сидит в большой зале за своим столом, возвышающимся более чем на четыре метра над полом, а чаши, полные вина, молока и других напитков, стоят на столе зала в добрых десяти шагах от него, бакши своей магией и своим искусством делают так, что полные чаши сами поднимаются со своих мест и направляются к великому хану, хотя никто не прикасается к ним. И бакши делают это перед десятью тысячами человек. То, что я говорю вам, — чистая правда, без единого слова лжи».

Марко Поло


Калмыки (далее ойраты) — западные монголы, прикочевавшие на территорию нижней Волги в первой половине XVII в. в результате династической борьбы ойратских правящих родов за объединение. История калмыков неразрывно связана с историей всех монгольских народов. К сожалению, в наследство от советских времен нам досталась урезанная правда об истории калмыцкого народа. Так, официальная историография под давлением контролирующих органов обычно начинала повествование о калмыках с начала XVII в., когда они появились в ореоле влияния Российского государства, а принятие буддизма относила к 1615 г., когда съезд ойратских князей постановил возродить буддизм и отправить на учебу в Тибет большую группу молодежи.
Стр. 314
О древних кочевых империях, возникающих в степях Монголии с III в. до н.э., и участии ойратов в создании Великой Монгольской империи (1206–1368) упоминалось вскользь из-за недостатка источников и по политическим мотивам. Не избежала этой участи и история принятия буддизма монгольскими народами, и ойратами в частности. Лишь в последние годы в связи с демократизацией и появившимися новыми данными исследователи открыли красношапочный период истории монгольского и ойрат-калмыцкого буддизма.

Еще с древних времен предки тюрко-монголоязычных народов — хунну, сяньби, жужани, тюркюты и кидани — были знакомы с буддизмом. Более того, кидани, одни из прямых предков ойратов, провозгласили буддизм своей государственной религией еще в 916 г.

В начале XIII века в монгольской степи проживали свыше тридцати крупных племен, большинство из которых исповедовали так называемую «черную веру». В ее основе лежало поклонение «вечно синему небу», матери-земле и духам предков. Считалось, что мир разделен на три подмира: вверху живут добрые тенгрии во главе с Хормустой, средний — подмир людей, животных, птиц, рыб и насекомых, а низший — подмир духов. Служители культа — шаманы — выполняли различные ритуалы и лечили людей. О том, какие сильные шаманы были у ойратов, можно судить по тому факту, что в 1202 г., когда силы монгольской оппозиции сражались с войсками Чингисхана, именно ойратский правитель Худуха-беки вызвал град из камней и попытался обрушить его на головы нукеров «потрясателя» Вселенной. Правитель-шаман перестарался: вызванная им буря перебила его собственные войска, и битва была проиграна.

С объединением монгольских племен Чингисханом и началом монгольских завоеваний жители степи получили возможность ознакомиться со всеми учениями и религиями Евразии. Первобытная «черная вера» уже не устраивала отдельных представителей «золотого рода» (рода Чингисхана), и они начали принимать иные религии. Первые буддийские учители, с которыми познакомились Чингисхан и его потомки, принадлежали тибетской школе Кагью.

После подчинения Чингисханом государства тангутов в 1207 г. тибетские феодалы признали власть монголов и согласились выплачивать обычную дань — «десятину», но после ухода из жизни Чингисхана (1227) они отказались платить дань, и это вызвало в 1239 г.
Стр. 315
вторжение войск Дорда-дархана. В результате вторжения наиболее влиятельный лама Сакья-пандита встретился в 1247 г. с монгольским принцем Годан-ханом и обратил его в буддизм. Как верный ученик, Годан-хан представил Сакья-пандиту монгольскому двору, на который тот произвел неизгладимое впечатление своей ученостью, проповедью ненасилия и пышными посвящениями в будда-аспекты, которыми так славен тибетский буддизм.

Из Тибета были приглашены монахи, врачи, астрологи, мастера по изготовлению ритуальных предметов и художники, для которых Годан построил первый буддийский монастырь в окрестностях Каракорума. Принцы крови начали один за другим принимать буддизм. В 1251 г. Сакья-пандита умер, и из Тибета был приглашен его племянник Пагба-лама, который стал наставником Хубилая. Чуть позже, в 1255 г., был приглашен знаменитый Карма Пакши, или Бакши (Кармапа II), известный тем, что его рождение было подробно предсказано в письме, оставленном его предыдущим воплощением. Карма Пакши стал наставником великого хана Мёнке. Оба великих учителя давали многочисленные учения и посвящения, строили монастыри и ступы. Европейские путешественники отмечали большое количество буддийских монахов в то время в столице мира — Каракоруме.

По одним данным, интерес монгольских принцев к буддизму вызвал протест со стороны шаманов, которые, по всей видимости, стали использовать свои сверхспособности для того, чтобы устранить конкурентов. Ради утверждения буддизма среди монголов Карма Пакши смог преодолеть противодействие шаманов путем практики ньингмапинского йидама Ваджракилайя (Алмазный Кинжал) — активность всех будд в гневном аспекте. С этой целью он совершил уединение для медитации, в результате чего подчинил могущественных духов-хранителей монгольских степей, главным среди которых являлся монгольский бог войны Даян Дерхе (тиб. Бегдзе, изображается на тханках в виде могучего воина красного цвета с мечом в руке), и сделал их защитниками Учения.

В 1258 г. Хубилай организовал вселенский диспут, на который были приглашены представители всех основных религий. Считается, что в ходе диспута Карма Пакши магической силой поднял в воздух тысячи пиал с кумысом и вином, которые переместились к Хубилай-хану. В итоге буддисты победили.
Стр. 316
В следующем, 1259 г., великий Мёнке-хан умер. Все представители «золотого рода» были приглашены на курултай в Каракорум, где новым великим ханом по завещанию Мёнке должен был стать Ариг Буга-хан. Не согласный с таким решением Хубилай, воевавший на юге Китая, заключил мир и с верными ему войсками прибыл в Хан-балык (Пекин). Здесь он собрал своих сторонников и весной 1260 г. провозгласил себя первым императором новой династии Юань.
Буддизм был объявлен государственной религией монгольских народов, а Пагбалама за возведение Хубилая на престол получил титул «царь веры в трех странах». Также был принят тибетский календарь, и с тех пор Цаган Сар стал праздником Нового года (до этого на протяжении многих веков Новым годом являлся праздник Жилин Эзн — день зимнего солнцестояния). По случаю принятия буддизма была отменена практика насильственного уменьшения китайского населения, когда тысячи человек вывозились в море и топились. Более того, по всей территории империи начались гуманитарные акции — раздачи скота и зерна бедным слоям населения.

Самопровозглашение императора в обход обычая избрания великих ханов на курултае вызвало протест сторонников Ариг Буги-хана, в число которых входили ойратские князья и Карма Пакши. Они провели курултай, избрали великим ханом Ариг Бугу и постановили свергнуть новоявленного императора.

Согласно исследованию, проведенному Б. Китиновым [Китинов, 2004], ойраты в то время под влиянием проповедей Кармапы приняли и практиковали буддизм школ Кагью и Ньингма, в то время как монголы поддерживали Сакья. В ходе четырехлетней гражданской войны Хубилай разгромил оппозицию и приказал казнить всех активных сторонников своего брата. Также к смерти был приговорен сам Карма Пакши.

Согласно тибетским источникам, Карма Пакши одновременно практиковал школы Кагью и Ньингма, был выдающимся практиком Великого совершенства (дзогчен) и уже при жизни реализовал радужное тело (неразрушимое тело света Будды). Его много раз пытались разрубить на части, но мечи и топоры проходили сквозь него. Ему подсыпали яд, но тело лишь начинало светиться. Его сбрасывали с огромной скалы, пытались сжечь, утопить, уморить голодом и т.д., но он всегда оказывался жив. Изумленные палачи доложили обо всем Хубилаю, и тот велел остановить нескончаемую казнь. Впоследствии данные события легли в
Стр. 317
основу величайшего китайского романа «Сунь Укун — царь обезьян». Помилованный Кармапа после этого жил в почете и уважении.

Таким образом, монголы и ойраты приняли буддизм в середине XIII в. от красношапочных лам: Сакья-пандиты, Карма Пакши и Пагбаламы. Наибольшим авторитетом пользовался Пагба-лама, даровавший Хубилай-хану посвящение в Хеваджра-тантру и получивший за это власть над Тибетом. В 1268 г. он составил так называемое квадратное письмо — первую монгольскую письменность, которой пользовались на протяжении всего периода династии Юань. Источники свидетельствуют, что наибольшей популярностью в то время пользовались практики с применением пхурба (ритуального кинжала, используемого для подавления темных сил).

После ухода из жизни Пагба-ламы в 1280 г. наставниками монгольских императоров становились Сакья-ламы: Дхармапала, Махаатман, Каицзун Ченпо и лама Дамба. В 1286 г. Хубилай собирался отправиться в поход на Индию, где буддизм пришел в упадок, а последние буддийские монастыри были сожжены вторгшимися мусульманами. Но ньингмапинский йогин Ургьен Сенге отговорил императора, и поход мести не состоялся. После 1350 г. Сакья утратила ведущую роль в Тибете и при монгольском дворе.

В 1368 г. китайцы под руководством шаолиньского монаха Чжу Юаньчжана, объявившего себя Буддой Майтрейей, свергли власть монголов в Китае. Последний монгольский император Тогон Темур бежал в Монголию. Падение империи привело к резкой критике буддизма со стороны воинствующих князей и шаманов. Обвинения в том, что буддизм сделал монголов «мягкими и кроткими», сопровождались реставрацией «черной веры». Вновь забил шаманский бубен, и запылали костры с жертвоприношениями.

Не имея государственной поддержки, буддийские монахи постепенно превратились в обычных домохозяев, начитывающих мантры и передающих свое ремесло по наследству. Подобная картина наблюдалась почти по всей монгольской степи, за исключением ойратов. Вплоть до 1452 г. ойраты посылали в Китай посольства, которые возглавлялись высокообразованными буддийскими монахами. Лишь с гибелью знаменитого ойратского полководца Эсен-хана ойраты и их религиозная традиция на 150 лет исчезают со сцены бурных исторических событий. Возрождение буддизма у ойратов произошло в
Стр. 318
XVII в. благодаря деятельности великого создателя ойратской письменности «тодо бичг» Зая-пандиты. В 1609 г. калмыки добровольно вступили в состав России, являясь народом, исповедующим буддизм. Именно эту дату необходимо считать официальной датой появления буддизма в России. В 2009 г. наряду с 400-летием добровольного вхождения калмыков в состав России мы можем отпраздновать 400-летие буддизма в России. Поскольку официальное принятие монголами буддизма в качестве государственной религии произошло в 1260 г., то в 2010 г. калмыки, как и все монголоязычные народы, могли бы отметить 750-летие принятия буддизма.

ЛИТЕРАТУРА


1. Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: Буддизм у ойратов (XIII–XVII вв.). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004.
2. Крапивина Р. Н. История школы Сакья // Рериховские чтения. Новосибирск, 1980.
3. Книга Марко Поло / Пер. Минаев И. М. М.: Мысль. 1997.
4. Нидал Оле. 108 вопросов йогину. СПб.: Алмазный Путь, 1994. 5. Шакабпа В. Д. Тибет: Политическая история. СПб.: Нартанг, 2003.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26