Монтлевич В. М. (Санкт-Петербург) Необуддизм, герменевтическая перспектива
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 182-186
Стр. 182
0. Конфессии не умирают, но программа их исчерпана. Дальнейшее их существование инерционно.

00. Философия настоящего и будущего — не религия и не привычное для XIX–XX вв. научное видение. Новый этап — наука с элементами религиозной философии и практики.

000. Метод перенормировки — один из инструментов создания новой картины мира. Старые категории и понятия, названные иначе, создают новое поле значений, органично включающее религиозный и научный опыт человечества.

1. Вселенная есть Целое. Ничто не происходит во Вселенной независимо. Все взаимосвязано. Нет действий, не имеющих последствий и не распространяющихся абсолютно на все. Действия отдельной личности, а не только всего человечества, влияют на Вселенную как на единое целое. При этом имеется в виду не только материальная деятельность человека, но троякий аспект деяний: деяния телом, речью и мыслью. Взаимовлияние происходит не по известным на данный день законам общей теории относительности, а мгновенно и безусильно.

Всесвязность всего в буддизме обозначена термином бодхичитта — все чувствует все. Именно бодхичитта есть субстрат целостности мира как множества, есть механизм высшей жертвы буддийского целого — дхармакаи.

Нравственный аспект этого тезиса в буддизме может звучать так: всех живых воспринимаю как свою мать; в тантре несколько иначе и острее — все живые существа есть мои дети.

2. Нет единичного сознания. Сознание проявляется как гроздь, гнездо, семья, как множество. Единичного сознания просто не бывает. Мы и Я равнозначны и вместерожденны.
Стр. 183
Я, начавшее теснить древнее Мы в эпоху Ренессанса, сейчас начинает еще не очень заметно признавать сущностную и ценностную основу Мы. На данном этапе появляются первые признаки возможной гармонизации Целого — Мы и единичного — Я; переживается возможность понимания и практики вместерожденности Мы и Я. В разных странах, у разных народов и в разных культурах это происходит по-своему. Запад только начал ощущать утраченное Мы. Соединенные Штаты тоже обретают Мы, но в гипертрофированной и уродливой форме превосходства так называемых американских ценностей над всеми другими. Россия, качнувшись к Я, имеет возможность обрести сравнительно быстро гармонию Я личности и Мы народа. Мы древности — Я ренессанса — Мы русских — технотронное Мы современного Запада — Мы китайцев.

Соотношение Я и Мы отражено в буддийских концепциях Татхагатагарбхи махаянских сутр, Гухьягарбхи махайоги школы ньингма, алая-виджняны школы йогачаров.

3. Бытие абсолютно вероятно и его Реальность есть Множество. Небытия нет, нет и творца. Дхармакая небытийна по определению, это лишь точка пространственного перегиба, предел отскока, мгновенное изменение пространственной метрики, мгновенно размножествляющаяся через акашу потенция напряженной шуньяты. Размножествление дхармакаи есть сущность бодхичитты, высшее жертвоприношение. Это — абсолютное основание нравственности, Высшее сострадание.

Учителю, Будде, Драхме и Сангхе подношу
Пятерицу Лучей Света Пяти Мудростей — Высшую жертву
Единой дхармакаи, нас ради размножествившейся себе в радость,
А заблудшим в страдание иллюзорной разобщенности
Дав сокровенный пример спонтанного неумышленного и такового
Проявления Матери жизни нашей — Прекраснейшей Бодхичитты.

4. Нет неживого, есть лишь менее живое. Максималистский, пропагандистский тезис, крайне необходимый в эпоху нарастания экологического кризиса. Это всего лишь вариант формулировки антропного принципа, но с акцентированием принципа «Вселенная есть целое» — достаточное основание диктата экологии в становящемся мире.

5. Необходимость учителя в буддизме абсолютна. Связка Учитель-ученик выражает суть высшего жертвоприношения: дхармакая не может
Стр. 184
не саморазмножествляться. Не узнать Целое в единичном — значит не узнать его никогда. Человечество есть множественный блик Одного, буддисты его называют по-разному — Учитель, Будда, Ваджрасаттва, Вишварупа. Не увидеть Абсолют в одном, не узнавать в обыденном абсолютного — значит не увидеть его вообще.

6. Законы природы меняются. Они не открываются как нечто существующее вне нас, Вселенная развивается не сама по себе, но через сознание человека, вероятностно и спонтанно, оставляя сеть закономерностей в наследие изучающим. Нарастающее, но никогда не завершающееся знание — бесподобный механизм томящегося ума и движитель раскрывающегося мира.

7. Природа не познаваема принципиально. Неведение создаёт иллюзию ограниченности бытия, интуиция раскрывает его открытость; Вселенная — открытая система. В буддизме принципу незамкнутости мира соответствует понятие шуньята. Человек в своем поведении всегда действует с учетом этого фактора незавершенности системы, всегда на уровне недостаточности информации (проявляя дхарму решимость).

Буддисты рассматривают шуньяту неразрывно от категории «проявленного бытия», Ясного Света. Понимание и переживание вместерожденности шуньяты (бессамостности проявленного) и Ясного Света (абсолютная вероятность Проявленного) — содержание буддийской практики.

Постоянство проявляемости нескончаемых волн Ясного Света, волшебно вздымающихся из пустоты-шуньяты, — это Ваджра.
Полная запредельных непредсказуемых драгоценностей шуньята — это сущее, или Саттва.
Их единство в сердечном пространстве — истинном умосредоточии — есть Ваджрасаттва — Изначальное Совершенство чуда осознанности.

Принципиальную незавершенность познания, или восхитительную незавершенность Вселенной, буддисты обозначили термином Гухья — Тайна.

8. Нетройственность — это вместерожденность трех: пустоты (шуньята), проявленности (Ясный Свет) и сознания.

9. Избыточность. Допущение: резерв мозга в сотни раз превышает оперативную необходимость, — не есть свидетельство
Стр. 185
«нейтральной мутации» (Н. Моисеев), но лишь след невидимого биологического Зеркала Вселенной (автозеркалирование — механизм Мудрости Вайрочаны). Этот резерв соответствует Простору непознанного (целостности Акаши — сплошной и гладкой). Жизнь человека в пространстве пóнятного, разумного только и возможна благодаря этому избыточному Простору интеллектуального резерва (неисчерпаемость шуньяты, или, говоря словами Б. Д. Дандарона: «шуньята полна запредельных ценностей»). Избыточность — необходимый гарант устойчивости психики человека и его биологической выживаемости.

10. Мысль (а также тело и Речь) творит реальность. Все продуманное влияет на ход событий и воплощается. Буддийская триада: Тело, Речь, Мысль — полнота существования сознательного существа. При излишнем доминировании одной из составляющих увеличивается страдание. При отсутствии одного из «тел» — ущербность бытия. Идеал буддизма — Трикая.

11. Дар буддизма будущему.
Четыре печати:
анитья — непостоянство,
дукха — неудовлетворенность бытия,
анатма — отсутствие самостоятельной сущности явлений,
ниродха — пресечение страданий.

Две категории махаяны:
ясный Свет — абсолютность Проявленности — небытия нет (принцип эквивалентности по А. И. Железнову);
Шуньята — Проявленность бессущностна, пуста, относительна и полна запредельных ценностей (принцип избыточности по А. И. Железнову).

Одна доминанта:
Бодхичитта — просветленная мысль, мысль о сострадании, субстрат высшей жертвы. «Сначала бодхичитта, потом Будда» (Лонгченпа).

12. «Букет Ваджрасаттвы с распущенной лентой». В контексте глобализации этот девиз должен играть культурное и правовое значение. Каждая нация, этническая группа, племя должны сохранить свою самобытность и иметь на это права, гарантированные международными договорами и экономической поддержкой. У букета Ваджрасаттвы лента должна быть развязана — символ необходимой свободы и
Стр. 186
непривязанности. Это — гарантия ненасильственного, гармоничного и постепенного взаимообогащения и взаимопроникновения разных культур, при сохранении самобытного ядра компонентов.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26