Дубич В. В. (Красноярск) Буддизм глазами физика
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 104-118
Стр. 104
Почему все больше современных ученых-физиков по всему миру принимают для себя буддийскую философию? Те из них, кто имел возможность познакомиться с основами буддизма, с удивлением обнаружили глубокое сходство представлений об устройстве мира современной науки и древних буддийских знаний о том, каким все является [Рикард, 2001; ITAS, 2007]. Более того, новейшие открытия и эксперименты современной физики, все глубже проникая в суть явлений,
Стр. 105
не только не противоречат буддийскому мировоззрению, но все более сближают представления науки и буддизма.

Это социальное явление само по себе вызывает интерес. Современные физические теории настолько сложны и недоступны пониманию людей, не обладающих специальными знаниями, что обнаружить аналогичные выводы в древней системе знаний, да еще считающейся религиозной системой, не просто удивительно, а вызывает потрясение в сознании человека. Особенно глубокий след оставляет такое сходство в умах людей, для которых теории и выводы о строении мира — не бессмысленные символы на бумаге, а предмет профессионального исследования и часть их внутренней жизни.

Что же именно вызывает такое удивление ученых? Какие именно представления обнаруживают поразительное сходство? Например, одним из важнейших понятий буддизма является понятие пустоты. Рассмотрим представления о пустоте в современной физике и в буддийской философии.

1. Понятие пустоты в буддизме

1.1. Состояние истины — пустотная природа ума


В буддизме пустота (на санскрите шуньята, по-тибетски тонгпаньи) является не просто одним из ряда понятий, но имеет ключевое и основополагающее значение. Цель практикующего буддизм — достижение состояния Будды, называемого просветлением. «Три состояния Просветления (санск. Трикайя):
  • состояние Истины (санск. Дхармакайя) связано с опытом бесстрашия,
  • состояние Радости (санск. Самбхогакайя) — с опытом необусловленной радости, а
  • состояние Излучения (санск. Нирманакайя) — с опытом необусловленного сочувствия….
Состояние Истины… само вневременное Просветление, пустотная природа ума» [Нидал, 2009, С. 218].

Таким образом, постижение пустотной природы ума — одного из трех качеств просветленного ума, является важнейшей целью практикующего. Поэтому для буддиста пустотную природу явлений нужно не только понять интеллектуально, это понимание в результате медитаций должно опуститься из головы в сердце и стать личным опытом.
Стр. 106
«Пустотность, ясность и безграничность ума — это абсолютные качества, неотделимые друг от друга. Все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе, все происходит на основе тех или иных условий. Пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений и не может быть понята посредством концепций. Ее постижение есть проявление состояния Истины» [Нидал, 2009, 214].

В буддизме разделяют Малый путь (на санскрите Хинаяна, по-тибетски Тхегчунг) и Великий путь (на санскрите Махаяна, по-тибетски Тхегчен), в рамках которого выделяют также Алмазный путь (на санскрите Ваджраяна, по-тибетски Дордже Тхегпа). «Махаяна характеризуется великим сочувствием и пониманием пустоты, пространственной природы нашего ума… Их точка зрения такова. Есть относительная реальность, внешний мир явлений, и окончательная реальность — то, что явления, хоть и происходят, пусты по своей природе и не существуют на самом деле… Явления — это «видимый» аспект ума, то, что проявляется подобно нашему отражению в зеркале или подобно отражению луны в воде… И, проявляясь таким образом, по своей истинной природе они пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования» [Зегерс, 2006, 42].

1.2. Рангтонг, шентонг и детонг — три уровня пустоты


В настоящее время в традиции Кагью тибетского буддизма принято выделять три уровня понимания пустоты:
  • рангтонг,
  • шентонг
  • и детонг.
Рангтонг означает, что все вещи пусты по своей природе. «Поучения Великого срединного пути (на санскрите Маха-мадхьямака, по-тибетски Ума Ченпо) — это наивысшие поучения школы Гелуг. Аналитическое понимание пустоты называется рангтонг, что переводится как «пустой по своей сути» и означает, что ничто не имеет никакой реальной собственной природы» [Нидал, 2009, 180]. Здесь легко можно ошибиться и впасть в нигилизм, считая, что ничего не существует. И мало кого вдохновляет такое понимание. Никто не хочет «упасть в черную дыру». Великий индийский мастер буддийской медитации Сараха говорил: «Тот, кто считает, что явления существуют, — глуп, как корова. Тот, кто считает, что явления не существуют, — еще глупее».
Стр. 107
Шентонг означает «пустота и более того». Пустота наполнена сияющим осознаванием. Пустота — это потенциал, это пространство, позволяющее всему происходить. Пространство «беременно»: в нем возникает нескончаемое множество явлений, проявляя богатство ума. Все явления возникают в пространстве ума, существуют и возвращаются в него, растворяясь.

Детонг от слова «дева» — блаженство. И такой способ понимания пустоты многим нравится больше всего, так как означает, что постижение пустоты переживается как радость и блаженство. Об этом можно прочитать у великих мастеров школы Кагью Алмазного пути.

Строфа 20


Непрерывное высшее блаженство, свободное от привязанности;
неомраченная ясность, свободная от прилипания к признакам;
спонтанная внепонятийность, за пределами интеллекта:
Пусть эти переживания, свободные от усилий, не будут прекращаться!

[3-й Кармапа Рангджунг Дордже, 2003].


С позиций основных линий преемственности тибетского буддизма уровни пустоты характеризует мастер буддийской медитации лама Оле Нидал: «…линии преемственности Кагью и Ньингма, а также менее претенциозный путь школы Сакья, называемый по-тибетски Ламдре (дословно «Путь и плод»), затрагивают своей преобразующей силой все аспекты существования… Их общее понимание пустоты — это шентонг, что переводится как “пустой и что-то еще” и означает осознавание, и детонг, то есть исключительное блаженство йогинов…» [Нидал, 2009, 180].

1.3. Классификация уровней пустоты в буддийской философии


Рассмотрим классификацию уровней пустоты с точки зрения традиций буддийской философии. Вопросы о пустоте, о существовании и несуществовании — основные предметы исследования и обсуждения этих школ мысли. Учениками Будды основаны четыре главные философские школы: Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра, Мадхъямака. Школы вайбхашиков и саутрантиков принадлежат традиции Малого пути, школы Читтаматра и Мадхъямака принадлежат традиции Великого пути. Наивысшим взглядом в философии буддизма Великого пути считается Мадхьямака («срединный путь», тиб. dbu ma), основоположником
Стр. 108
которой считают индийского мастера Нагарджуну. Учение о пустоте является особенно важным элементом Мадхьямаки, как видно из трактата Нагарджуны «Локатита-става» (в переводе В. П. Андросова «Гимн Будде, превзошедшему мир»):

22

Учение о бессмертии и пустоте
Предназначено устранять все догмы [вымыслы].
Но если кто-то ухватился за него как за догму,
То Ты предрек тому погибель [Андросов, 2008, 300].

Внутри Мадхьямаки можно выделить подразделы, причем разные ученые разных направлений буддизма имеют различные мнения о положении разделов друг относительно друга. «Мадхьямака разделяется на Сутра-Мадхьямаку и Тантра-Мадхьямаку. Сутра-Мадхьямака разделяется дальше на Рангтонг (буквально «пустой от себя») и одну часть Шентонга (буквально «пустой от другого»). Другая часть Шентонга относится к Тантра-Мадхьямаке… Рангтонг разделяется на школы Сватантрика и Прасангика…Поучения Шентонга относятся к третьему Повороту Колеса Дхармы» [Зегерс, 2006, 137].

Индийский мастер Шантидева также указывал на важность созерцания пустоты в своей философской поэме Бодхичарья-аватара — одном из фундаментальных текстов Махаяны:

[Необходимость созерцания Пустоты, аутентичность Махаяны, ограниченность Хинаяны]
40. [Возражение:] Созерцанием [Четырех Благородных] Истин достигается Освобождение,
Так к чему созерцать Пустоту?
[Ответ:] Это необходимо, ибо в устной линии передачи говорится,
Что без этого Пути нет Просветления» [Santideva, 2007, 256].

«Метод Шантидевы, предлагаемый им для преобразования обычного ума в ум Бодхисаттвы, базируется на онтологии Пустоты, воззрении школы Мадхьямака Прасангика» [Santideva, 2007, 2].

1.4. Вопросы существования и несуществования в трех поворотах колеса дхармы


Считается, что Будда совершил три так называемых Поворота Колеса Дхармы, когда он дал важнейшие поучения. Мы бы сейчас назвали это
Стр. 109
тремя циклами лекций. Они содержат также поучения о пустоте в связи с вопросом о существовании или несуществовании всех явлений.

Первый поворот Колеса Дхармы содержал Четыре Благородные Истины и поучения о карме. «В этом контексте он говорил о существовании так, будто карма действительно существует… При втором повороте он объяснял пустотность всех явлений, чтобы помочь существам преодолеть привязанность к действительному существованию. Здесь Будда говорил о несуществовании — о том, что все явления возникают во взаимозависимости, будучи в то же время пустыми по своей природе. Третий поворот Колеса Дхармы направлен на то, чтобы люди не впадали в крайности существования и несуществования» [Зегерс, 2006, 29].

Однако понятие пустоты в буддизме изначально было неадекватно воспринято европейскими исследователями, которые впервые имели возможность познакомиться с буддийским учением в период колонизации азиатских стран европейцами.
Путешественники, побывавшие в Азии, рассказывали, что буддисты вполне дружелюбны, веселы и расслаблены, но у них есть одна странность — после смерти они хотят упасть в черную дыру. Пустота при этом понималась как ничто. И это было ошибочное понимание пустоты, которое сохранялось в европейском понимании буддизма на протяжении долгого времени. Такое неверное понимание явилось результатом привычного двойственного восприятия «или-или», в отличие от возможного «и то, и другое». Европейский образ мысли был таков, что возможно только одно из двух: или пустота, или не пустота. То есть, если говорят «пустота», то это должно означать отсутствие всего, абстрактное ничто, иначе это нельзя называть пустотой. Однако вместо такого ограниченного принципа «или пусто — или не пусто» буддисты руководствуются подходом «и то, и другое». Это означает, что пространство ума, пустое по своей сути, постоянно наполнено явлениями. Пространство ума есть и пустота и наполненность.

Термин пустота в буддизме понимается как «пуст от чего-либо», он указывает на тот факт, что ум пуст от каких-либо характеристик: размера, цвета, запаха и т. д. Этим образом Будда объяснял своим ученикам, что ум — это не вещь.

Мы вкратце рассмотрели взгляд на пустоту в буддизме с разных точек зрения: трех состояний Просветления, линий преемственности тибетского буддизма, философских школ мысли и трех Поворотов Колеса Дхармы. Теперь перейдем к представлениям современной науки.
Стр. 110

2. Представления современной науки о строении материи

2.1. «Пустота» внутри атома


Ученые с древних времен пытались разобраться, из чего все состоит, и достигли в этом немалых успехов. Как ребенок из любопытства ломает игрушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, так и любопытство ученых ведет науку в глубь материи. Вещество раздробили на молекулы, молекулы — на атомы, атомы — на электроны и ядра, ядра — на нуклоны, нуклоны — на кварки. И сейчас на большом адронном коллайдере планируется с невиданной силой столкнуть протоны, так чтобы они рассыпались на еще более мелкие осколки. И все это в поисках основополагающих, реально существующих частиц, являющихся материальной основой нашего мира, первокирпичиками вещества. Однако такая более неразрушимая частица все не находится, вещество дробится мельче и мельче, а самые мелкие элементарные частицы перестают быть только частицами, растворяются в пространстве, превращаясь в волны.

Чтобы почувствовать сходство представлений в физике и буддизме, немного коснемся истории научных воззрений.
Древние греки Левкипп и Демокрит предложили идею о том, что все тела состоят из атомов. Идея оказалась вполне разумной и все более подтверждалась, особенно с обнаружением молекул и их составных частей, которые так и назвали — атомами. Оставалось, правда, непонятным, что же находится между атомами, как они удерживаются вместе и каким образом взаимодействуют.

Прошло много сотен лет, пока в XIX веке благодаря таким ученым, как Максвелл и др., обнаружилось, что, кроме частиц, существует еще что-то, что скрепляет эти частицы и передает воздействие одних частиц на другие. Это скрепляющее нечто принято сейчас называть физическими полями, и ученым пришлось признать, что поля так же материальны, как и частицы вещества. Таким образом, появились представления о двух видах материи: веществе и физическом поле. Причем эти два вида материи противопоставлялись друг другу, так как проявляли совершенно различные свойства.

Двадцатый век принес много волшебных открытий. В 1911 году английским физиком Эрнестом Резерфордом было доказано, что атом состоит из мельчайшего атомного ядра в центре и электронов вокруг него.
Стр. 111
«Примером могут служить эксперименты, поставленные в лаборатории Э. Резерфорда, в ходе которых обнаружилось странное поведение альфа-частиц при бомбардировке ими золотой фольги: большинство частиц проходило сквозь фольгу, небольшое количество частиц отклонялось и рассеивалось, а некоторые частицы не просто отклонялись, а отскакивали обратно, как мяч от сетки. Такая экспериментальная картина, согласно расчетам, получалась в силу того, что вся масса атома сосредоточена в ядре, занимающем ничтожную часть его объема (отскакивали обратно альфа-частицы, соударявшиеся с ядром). Так, исследовательский эксперимент, проведенный Резерфордом и его сотрудниками, привел к обнаружению ядра атома, а тем самым и к рождению ядерной физики» [Самыгин, 2003, 15].

Посмотрим размер атомного ядра по сравнению с размером всего атома целиком. «Пространственные масштабы и размеры (в метрах с точностью до одного порядка чисел)…
Диаметр атома водорода 10-10
Диаметр атомного ядра 10-15» [Карпенков, 2003, 105].

Отсюда видим, что атомное ядро меньше атома примерно в 105 раз, то есть в сто тысяч раз.

Кроме ядра, в атоме есть электроны, масса которых еще меньше атомного ядра. Чтобы сравнить массу электрона с массой ядра атома водорода, наименьшего из ядер, которое состоит только из одной частицы — протона, заглянем в справочник по физике:
«Масса покоя протона… 1,6726485(86) x 10-27 кг
Масса покоя электрона… 0,9109534(47) x 10-30 кг» [Яворский, 1980, 490].

Сравнивая, видим, что масса электрона примерно в 1840 раз меньше массы самого маленького ядра. А ядро, как мы рассчитали выше, в 100 000 раз меньше атома. Если представить атом размером с город, то ядро в центре атома будет размером с вишенку, висящую на центральной площади. То есть масса ядра составляет примерно 99,95% массы атома, при этом размер ядра составляет примерно 0,001% размера атома. На все остальное пространство атома приходится 0,05% массы.

Итак, имелась информация о ядре, и Резерфорд предложил «планетарную» модель атома: ядро в центре, подобно Солнцу, а электроны вокруг, подобно планетам. Если под пустотой понимать отсутствие частиц вещества, как мы это часто делаем в обыденной жизни, то планетарная модель атома
Стр. 112
демонстрирует, что атом, практически, «пуст». Поэтому то, что мы воспринимаем предметы как твердые и непроницаемые, является удивительной иллюзией.

В твердых телах «пустоты» оказалось гораздо больше, чем вещества. Конечно, это не абсолютная пустота, так как все заполнено физическими полями.

К тому же с электронами в атоме все оказалось не так-то просто, оних нельзя сказать, что они есть дискретные частицы, скорее их нужно описывать как сущности, «размазанные» по орбите, представляющие собой некие облака. Так физики обнаружили, что строение ядра — это не столько образ, который мы можем себе представить, сколько способ описания. Наука утратила наглядность, но приобрела самосознание.

2.2. Корпускулярно-волновой дуализм


Напомним, что материю представляли как существующую в одном из двух видов: или это могли быть частицы вещества или физические поля. Однако электроны, до сих пор ведшие себя как частицы вещества, при подробном рассмотрении начали вести себя как волны поля, наподобие световых лучей. Пучки нейтронов также проявляли волновые свойства. Элементарные частицы проявляли как свойства частиц, так и свойства волн. Представление «или-или», или частица, или волна, сменилось представлением «и то, и другое»: и частица, и волна. Это беспрецедентное явление назвали корпускулярно-волновым дуализмом свойств частиц.

Когда электрон растворяется в пространстве, превращаясь в волну, это уже разрушает привычные концепции об устройстве окружающего нас мира. Становится понятно, что мир вокруг не такой, каким кажется. Дискретные частицы, отделенные друг от друга, расплываются, превращаясь в непрерывные распределения полей и волн, и уже нельзя сказать, где заканчивается одна и начинается другая. Твердый и надежный мир из бетона и стали перестал быть таким уж твердым, все более превращаясь в энергию и свет. Повседневное восприятие предметов оказалось не соответствующим его научному описанию. Бинарная логика «или-или» перестала действовать. «Железобетонные» концепции в умах были разрушены. Твердый и жесткий привычный нам мир частиц оказался совершенно не таким, каким мы его видим и воспринимаем. Научное описание мира пробудило необходимость иного восприятия повседневных вещей.
Стр. 113
Когда подготовленный таким образом ум современного образованного человека встречается с высказываниями буддистов о том, что мир — это иллюзия, о том, что все явления пусты по своей природе, о взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений, то эти буддийские высказывания падают на благодатную почву, являясь вполне созвучными удивительным представлениям современной науки об устройстве мира. У услышавших буддийские фразы «мир — иллюзия», «явления пусты по своей сути» появляется ощущение, что буддисты и ученые говорят об одном и том же, что положения буддизма и науки крайне схожи.

Наша аналогия между наукой и буддизмом не является строгой и все же позволяет указать, что представление современной физики о делении вещества на все более мелкие части, которые затем и вовсе растворяются, превращаясь в волны, подобно свету, можно сравнить с буддийской философией аналитического понимания пустоты, рангтонг, согластно которой все явления пусты по своей природе.

2.3. Физический вакуум — пустота и более того


Квантовая физика продвинулась еще дальше в понимании пустоты. В контексте аналогии с буддизмом напрашивается сравнение представлений о пустоте современной квантовой физики с воззрениями шентонг.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим понятие «физический вакуум», возникшее в науке в XX веке. Вакуум считают одним из видов материи. «В современном естествознании различают три вида материи:
  • вещество,
  • физическое поле и
  • физический вакуум.
Вещество — основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные объекты.

Физическое поле — особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. Физический вакуум — низшее энергетическое состояние квантового поля. Среднее число частиц — квантов поля — в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы — частицы в промежуточных состояниях, возникающих на краткое время.

В физическом вакууме могут рождаться пары частица-античастица разных типов. При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается
Стр. 114
экспериментом. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная» [Карпенков, 2003, 105].

Важную роль в формировании понятия физического вакуума сыграл Поль Дирак. В своей лекции «Теория электронов и позитронов», прочитанной в Стокгольме при получении Нобелевской премии, присужденной ему и Э. Шредингеру в 1933 году, Дирак замечает: «Для интерпретации некоторых новейших экспериментов необходимо предположить, что частицы могут создаваться и уничтожаться» [Дирак, 1934]. О том, как ему пришлось изменить понятие вакуума от пустоты к наполненности, Дирак рассказывает в своей статье «Происхождение квантовой теории поля»:

«Тогда у меня возникла мысль, что раз отрицательных энергий нельзя избежать, их надо включить в теорию. Это можно сделать, представив себе вакуум по-новому. Предположим, что в вакууме все состояния с отрицательной энергией заполнены… Таким образом, получается море электронов с отрицательной энергией, по электрону в каждом состоянии. Это бездонное море, но вас оно не должно беспокоить: представление о бездонном море, в сущности, не так уж непривлекательно. Просто надо рассматривать события, происходящие вблизи морской поверхности, причем над морем существуют электроны, которые не могут в него упасть, потому что в море для них нет места.

Однако существует возможность образования в море дырок… В результате дырки проявляют себя как частицы с положительной энергией и положительным зарядом… В те времена общественное мнение было решительно настроено против выдумываний новых частиц. Я, конечно, не осмелился на это…

Вскоре меня атаковали мои коллеги... Наиболее решительно выступил против меня в этом вопросе Герман Вейль… Он очень категорично заявил, что новые частицы, образованные этими дырками, должны иметь ту же массу, что электроны, и я принял его точку зрения.

Последствия этого известны. Новые частицы назвали антиэлектронами, и через некоторое время они были открыты экспериментаторами. Первым из них был Карл Андерсон, один из выдающихся физиков, и мы должны благодарить его за это» [Дирак, 1990, 105; Dirac, 1981, 47].

Итак, идея физического вакуума Дирака о том, что пустота может быть «наполнена», привела к гипотезе позитрона — античастицы электрона. Эта частица позже была экспериментально обнаружена. Таким
Стр. 115
образом, эксперименты подтвердили не только теорию физического вакуума. На наш взгляд, идея физического вакуума как пустоты, наполненной энергией, имеет большое сходство с буддийским взглядом на пустоту Мадхьямаки шентонг, «пустота и более того»: пространство имеет неограниченный потенциал, пространство — это то, что нас объединяет, а не разделяет.

«Уравнения, которые открыл Дирак, показывают, что в природе существуют частицы с положительной энергией — электроны, и античастицы — позитроны, энергия которых отрицательна.
Они рождаются парами электрон-позитрон из физического вакуума. Сам же вакуум представляет собой некоторое латентное (скрытое) состояние электронов и позитронов. В среднем физический вакуум не имеет ни массы, ни заряда, ни каких-либо других физических характеристик. Однако в малых пространственных областях (порядка 10-33) вакуума значения физических характеристик могут стать отличными от нуля — на малых расстояниях вакуум спонтанно флуктуирует. В вакууме постоянно происходят процессы рождения и уничтожения частиц и античастиц разного сорта» [Шипов, 1997. 450].

Таким образом, мы видим, что понятие пустоты в физике развивалось исторически от пустоты как пространства без частиц к современному представлению о физическом вакууме как пустоте, наполненной энергией. На наш взгляд, современные представления в физике о вакууме, наполненном появляющимися и исчезающими виртуальными частицами, имеют сходство с представлениями в Мадхьямаке шентонг, «пустота и более того», о пустоте, наполненной ясностью ума.

3. Аналогии между наукой и буддизмом в цитатах

Стр. 116
Стр. 117

Выводы


Таким образом, в данной работе мы провели аналогии между буддизмом и наукой в вопросе понимания пустоты. Эти аналогии ни в коем случае не претендуют на утверждение полной тождественности представлений в буддизме и в науке. Однако приходится признать, что ученые обнаруживают все больше схожих черт в высказываниях буддистов и выводах ученых [ITAS, 2007]. Все больше исследователей замечают, что чем глубже современная наука проникает в строение нашего мира с помощью новейших экспериментов, сверхмощных коллайдеров и сверхсильных телескопов, тем ближе научные выводы к буддийским представлениям о том, каким все является.

Если целью науки является постижение истины, если методами достижения такой цели считать поиск закономерностей в способах проявления нашего мира, анализ явлений и выявление их общих черт, приведение многих явлений к одному основанию, то проведение сравнительного анализа, поиск общих черт в буддизме и современной науке может принести пользу и самой науке, отыскивающей способы самопонимания, и ученым, способным взглянуть на объекты исследования с различных сторон, и буддистам, радостно вплетающим древние знания в собственную современную жизнь.

Литература


1. Андросов В. П. Буддийская классика Древней Индии; Слово Будды и трактаты Нагарджуны. Переводы с пали, санскрита и тибетского языков с комментариями В. П. Андросова. М.: Открытый мир, 2008.
2. Дирак П. А. М., Гейзенберг В., Шредингер Э. Современная квантовая механика: Три Нобелевских доклада / Пер. с англ. под ред. Д. Д. Иваненко. Л.-М.: Гостехиздат, 1934.
3. Дирак П. А. М. Воспоминания о необычайной эпохе: Сб. статей: / Пер с англ. Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Наука, 1990.
4. Зегерс М. Термины буддизма. СПб.: Алмазный путь, 2006.
5. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2003.
6. Концепции современного естествознания / Под ред. проф. С. И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на Дону: Феникс, 2003.
Стр. 118
7. Нидал О. Каким все является: Учение Будды в современной жизни / Пер. с англ. Е. Леонтьевой. М.: Алмазный путь, 2009.
8. Согьял Ринпоче. Книга жизни и практика умирания. М.: Золотой век, 1998.
9. Третий Кармапа, Рангджунг Дордже. Великая печать. СПб.: Алмазный путь, 2003.
10. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. Изд. 4-е. Ростов на Дону: Феникс, 2005.
11. Шипов Г. И. Теория физического вакуума. Теория, эксперименты и технологии. М.: Наука, 1997.
12. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1967.
13. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. М.: Наука. 1980.
14. Dirac P. A. M. The Origin of Quantum Field Theory // The Impact of Modern Scientific Ideas on Society. Dordrecht, Holland: D. Reidel, 1981.
15. From Buddhism to Science and back / ITAS Buddhism & Science series. volume 1. Edited by А. Przybyslawski. Series editor В. Scherer. Wydawnictwo Hung, Opole (poland) & ITAS,velez-Malaga (Spain), 2007.
16. Matthieu Ricard, Trinh Xuan Thuan. The Quantum and the lotus: A Journey to the Frontiers Where Science and Buddhism Meet. New York: Three Rivers press, 2004.
17. Nagarjuniana. Studies in the Writings and philosophy of Nagarjuna. Delhi: Ch. lindtner, 1990.
18. Santideva. Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв / Пер. с тиб. И. С. Урбанаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26