Бичеев Б. А. (Элиста) Медитативная практика Прибежища
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 101-104
Стр. 101
В процессе становления целостной системы философской культуры формируются своеобразные «духовные привычки», поскольку они являются общими организующими принципами по отношению к другим сферам этнической культуры. Примером подобного явления могут служить буддийские тексты по психотехнике, где соединяются практика и философия Учения.

В поэтапной психотехнике предполагается постепенное погружение в особое измененное состояние сознания, в котором прослеживается абсолютное его отличие от неизменных состояний сознания. В ходе погружения индивид впадает в особое экстатическое состояние, сопровождающееся галлюцинациями и потерей границ своего «эго».
Исследователи характеризуют его как «вулканический» экстаз, когда у индивида возникает ощущение приближения великого события, потрясающего весь мир, — духовного освобождения, откровения высшей истины.

Среди калмыцких переводов буддийских текстов по психотехнике следует выделить «Руководство к трем уровням пути достижения Пробуждения». Главная цель этого «Руководства» заключается в развитии правильной мотивации, ориентированной на достижение особого состояния пробужденности. Вступительная часть «Руководства» открывается традиционной темой о необходимости принятия Прибежища.

Практика Прибежища — квинтэссенция философии и этики буддизма. Существуют краткая формула Прибежища, которую часто произносят верующие вслух, и развернутый текст молитвы, представляющий собой символ буддийской веры. Текст «Прибежища» состоит из восьми основных формул: обретение Прибежища у Поля Духовных Заслуг, Трех Драгоценностей, Шести Защитников и Хранителей Учения; принятие обетов Семичленной молитвы, Четырех безмерных, Бодхичитты; визуализации омовения и подношения.
Стр. 102
Практика Прибежища, открывающая дверь в буддизм, вырабатывает у вступившего на путь спасения отрешенность от привычки пребывания в повседневной и обыденной жизни. Вводная часть сопровождается визуализацией Поля Духовных Заслуг, в центре которого восседает Будда в окружении великих учителей, йидамов, Будд, бодхисаттв, шравак, пратьекабудд и защитников Учения.

Практика визуализации Поля Духовных Заслуг помогает установлению причин, побуждающих к принятию Прибежища и более глубокому осознанию Четырех Благородных истин. Осознание Первой Благородной истины помогает утвердиться в мысли о том, что природой сансары являются страдание и рождение, Второй — выявить причину страдания, заключающуюся в неведении и заблуждении. Постижение Третьей истины — указывает на методику пресечения страданий, а Четвертой — побуждает к вступлению на Благородный Восьмеричный путь, на котором ум познает Пустоту.

Краткая формула поклонения Трем Драгоценностям буддизма закрепляет в сознании верующего триединство буддизма. Обретая «Прибежище в Будде», адепт обретает его не в одном каком-либо Будде, а во всех одновременно, потому что их путь всегда один, тот, который был проповедан Буддой Шакьямуни. «Прибежище в Дхарме» закрепляет его устремленность к достижению нирваны. Обращение к «Прибежищу в Сангхе» — есть устремленность к постижению истинного знания. Формула обращения к Шести Защитникам (Учитель-наставник, Будда, Дхарма, Сангха, Защитники и Хранители Учения) сопровождается визуализацией яркого света. При этом психотехника требует особой концентрации на образе Хранителей и Защитников Учения.

Центральное место в Прибежище занимает раздел, в котором основной акцент делается на сотворении особого состояния сознания, т.е. Бодхичитты. Логическим продолжением выступают две следующие формулы — «Семичленная молитва» и «Сотворение Четырех безмерных», способствующих развитию Бодхичитты. «Семичленная молитва» избавляет личность от аффектов и осознанно укрепляет его в решимости достичь конечной цели ради блага всех живых существ. Формула «Четырех безмерных» служит развитию любви и сострадания ко всем существам. Практика принятия обета Прибежища завершается визуализацией подношения Полю Духовных Заслуг.

В практике Прибежища принцип прояснения веры при помощи разума заключается в выделении главного предмета внушения и предполагается
Стр. 103
его звуковое выделение повторяющейся формулой. Поэтому формула Бодхичитты звучит в тексте молитвы в виде многократно повторяющейся фразы: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ». Однако элемент общности заключается не в повторяющейся формуле, являющейся объектом интеллектуальной перцепции, а, скорее, в тональности, общей определенным представлениям и воспринимающейся как нечто необходимо присущее этим представлениям. Анализ содержания практики Прибежища подтверждает, что это основа к поэтапному обретению других видов буддийских дисциплин.

Основное содержание «Руководства к трем уровням пути достижения Пробуждения» составляют наставления по практике реализации Учения для существ трех уровней духовного развития. Эти наставления открываются общим разделом о драгоценности человеческой жизни, т.е. достоинствах обретения «тела, свободного от препятствий». В разделе наставлений для существ начального уровня духовного развития основным являются размышления о будущей форме рождения. Мотивацией для таких размышлений служит страх перед смертью и страданиями трех низших форм рождения. Особо полезной и действенной на этом первоначальном уровне признается визуализация страданий в горячих и холодных отделениях ада, страданий животных и прет. В психотехнике предполагается визуализация всех этих страданий вплоть до детальных подробностей. Цель такой практики заключается в пробуждении решимости вырваться из круговорота рождения в сансаре. Пробуждение такой решимости означает принятие Прибежища.

В тексте даны и наставления по практике почитания Учителя. Она включает в себя деятельную и созерцательную практики. Ученик внимает словам наставника, объясняющего ему страдания бесконечного круговорота рождений и смертей, совершенство нирваны, иллюзорность «я». Особая психотехника предназначена для визуализации образа наставника вплоть до достижения особого экстатического состояния. От благоговения перед достоинствами Учителя у медитирующего должны «литься слезы из глаз и дыбиться волоски тела».

Для развития беспредельной любви и сострадания ко всем живым существам также предлагается особая психотехника. Каждое из живых существ в прошлых своих рождениях в сансаре могло быть нашей матерью. Следовательно, к каждому существу надо относиться с сыновней почтительностью и воздавать должное почитание через размышления о тех трудностях и страданиях, которые выпали на долю нашей матери.
Стр. 104
Визуализируя образ матери и используя йогу дыхания, созерцают технику освобождения матери (т.е. всех живых существ) от негативных накоплений и препятствий, существующих на пути к освобождению. Выдохнув из правого канала носа воздух, с которым ментально сливаются все благие заслуги, направляют его в левый канал носа матери. Этот поток растворяется в ней и очищает ее. Затем, вдохнув воздух через левым канал, визуализируют, как вместе с этим потоком из правого канала матери вытягиваются все негативные накопления. Этот поток стабилизируют в области своего сердца и произносят: «Я освободил от страданий маму (т.е. всех живых существ), она достигла благоденствия!»

Заключительной и самой важной практикой высшего совершенства является Парамита Мудрости. Практика Запредельной Мудрости направлена на постижение основного составляющего буддийского учения — Пустоты. Одним из важнейших противопоставлений, выступающим своего рода универсалией буддийского учения, является усвоение истинного понятия «я» и «нет я». Отношение между этими двумя полюсами и является одним из объектов буддийского учения. Никакое развитие нравственности невозможно без усвоения истинного смысла об отсутствии «самости».

Таким образом, в буддийских текстах сконструирован мир учения, представляющий собой дифференцированное единство, где все имеет полифоннию непосредственно действительного, где не просто познается окружающий мир сквозь призму буддийского мировосприятия и не просто отражается действительность, а происходит ее ценностная реконструкция.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26