ден Хойт М. (Гамбург, Германия) История традиции Ваджраяны: Азия и Запад. Обзор
// Сборник «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».
СПб: Unlimited Space, 2009. 576 с. Тираж 800 экз.

Страницы 91-99
Стр. 91
Буддизм очень хорошо воспринимается на Западе. По сравнению с другими традициями, школы Ваджраяны пользуются наибольшей популярностью среди западных практикующих, даже в Центральной Европе и Америке, где они стали известны позже, чем в России. Если мы хотим понять, чем буддизм Ваджраяны может быть полезен в современной жизни, мы должны обратиться к прошлому. В данном докладе будут затронуты следующие вопросы:

  1. Как распространялся буддизм Ваджраяны в Азии в прошлом и на Западе сегодня?
  2. Является ли традиция подлинной?
  3. Насколько буддизм Ваджраяны совместим с жизнью современного общества, и как это происходит?

Три направления


Обычно буддистские поучения разделяются на три цикла: Хинаяна (Малый путь или Малая колесница), Махаяна (Великий путь) и Ваджраяна (Алмазный путь).
Стр. 92
сновные учения Хинаяны были предназначены для широкой аудитории. В основном речь шла о причине и следствии (карме) и о том, как избегать действий, которые приводят к страданиям. Осознанность и внешние ограничения являются основным источником поддержки на пути к освобождению (санск. нирвана).

В Махаяне стремятся преодолеть трудности, а не избегать их. В центре внимания оказываются не внешние правила, а внутреннее отношение, а именно: развитие мудрости и сострадания. Все составные вещи и явления — пусты (санск. шуньята), т.е. не существуют вне связи с другими вещами и явлениями. Следовательно, нам не нужно привязываться к чему-либо и воспринимать вещи личностно, при этом мы приобретаем дополнительные возможности принять на себя ответственность за счастье других существ. Каждый наделен природой Будды (санск. буддатва), которая представляет собой совершенный потенциал. Преодолевая мешающие эмоции, вредные привычки и ложные представления, каждый может стать просветленным Буддой.

Ваджраяна основана на Махаяне. Будучи уверенным в своей природе Будды, практикующий старается постоянно поддерживать свой ум на высоком уровне активности и использовать каждую жизненную ситуацию для своего развития.
В Ваджраяне задействованы глубокие слои подсознания, практикующий основывается на опыте, а не копит знания. Поэтому роль учителя (санск. гуру; тибет. лама) очень важна на этом пути. Сегодня широкое распространение в мире получили три основные буддийские традиции: старые школы Тхеравады южного буддизма включают Хинаяну и частично Махаяну.

Школы Чань (Дзен) в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме основаны на Махаяне. Тибетский буддизм полностью сохранил традицию Ваджраяны. Среди буддистов существуют некоторые разногласия относительно подлинности традиций, о чем речь пойдет дальше.

Буддизм в Древней Индии


Эпоху индийского буддизма можно разделить на три периода продолжительностью 500–600 лет каждый. После ухода исторического Будды прошло несколько столетий, прежде чем его учения распространились в Индии и соседних странах. В течение этого времени распространение буддизма не было связано со
Стр. 93
стремлением возобладать над существующими религиями, идеологиями или культами. В Центральной Азии, где со времен Александра Македонского жили народы греческого происхождения, буддизм соприкоснулся с эллинистической культурой [Przybysławski, 2007, 47–59].

В этот период буддизм в основном существовал в сангхах (духовных общинах) монастырей. Подобные сообщества подчинялись своду правил (виная). Щедрое финансирование поступало от мирян и иногда от правителей. В частности, Ашока — правитель великой империи Маурьев, существовавшей с 270 до 232 года до н.э. — был известен тем, что поддерживал учения. В этот период насчитывалось до 18 школ, среди которых основной была Хинаяна.
За время между уходом из жизни Будды и первым веком нашей эры четыре раза собирался совет (собор) монахов, на котором объединялись и зачитывались учения Будды. (Существуют различные мнения относительно числа монашеских соборов. Первые два признаются всеми буддийскими школами. Первый собор состоялся в Раджгире через несколько месяцев после кончины Будды, второй, приблизительно через 110 лет в Вайшали. На третьем соборе во времена правления царя Ашоки произошло разделение буддийской общины на Махасангхику и более ортодоксальную Стхавираваду, предшественницу Тхеравады. Четвёртый собор, вероятно созванный в Кашмире во времена правления Канишки, признаётся лишь школами северного буддизма.) [Scherer, 2005, 83; Prebish, 21–26]. Поскольку устная традиция была очень развита, письменной фиксации этих поучений, практически, не производилось. Современные последователи традиции Тхеравады сегодня опираются на Цейлонский палийский канон, являющийся старейшим из известных записанных собраний буддийских учений (I в. до н. э.)

Приблизительно со времени правления центральноазиатско-индийского короля Канишки (I–II вв. н.э) можно говорить о махаянском периоде индийского буддизма. Появляются тексты сутр, в которых некоторые аспекты интерпретации Хинаяны ставятся под сомнение. В Садхармапундарикасутре («Лотосовая сутра», 200 г. н.э.), в Ланкаватарасутре и в Дашабхумикасутре утверждается, что определение нирваны, данное в Хинаяне, является неполным и имеет оттенок эгоцентризма [Cook, 1994, 135]. Учения о природе Будды появляются приблизительно в 200 г. н.э. в Татхагарбхасутре и последующих текстах [Scherer, 2007, 40]. Другими классическими текстами этого периода
Стр. 94
являются Мадхьямака («Великий Срединный путь», III в. н. э.), написанная Нагарджуной, Йогачара, написанная Майтреей — Асангой, и Бодхичарьяватара, написанная Шантидевой в VII–VIII вв. н. э.

В это время фокус развития традиции смещается к западу от Индии. Академия города Таксила (современный Пакистан), построенного греками, была важнейшим центром буддийских знаний. Здесь находились основные учения и передачи, возможно даже те, которые уже в течение нескольких веков не передавались в Индии [Hinüber, 2000, 108–122].

Когда в I в н.э. буддизм достигает Китая в результате торговли по Шелковому пути, буддийские учения соприкасаются с культурой, в которой высоко ценится письменная традиция. Началась активная работа по переводу текстов. Появление печатных технологий привело к массовому производству буддийских книг. Китайские паломники, такие как Чжу Ши-син (III в.), Фа сянь (V в.) и Сюань дзан (VII в.) совершали путешествия по Центральной Азии, Индии и Индонезии в поисках буддийских манускриптов. Позднее, когда тексты тантрического буддизма появились в Индии, они вскоре оказались и в Китае [Zürcher, 215–251].

С VIII в. буддизм в Индии подвергался гонениям со стороны воинственно настроенных индуистов, а также мусульманских агрессоров, чьи предки уже уничтожили высокую буддийскую культуру в Средней Азии. Но в тех местах, где буддизм сохранился, традиция продолжала активно развиваться, например в Кашмире и в империи Пала на северо-востоке. Учения Ваджраяны открыто преподавались в крупных университетах, таких как Наланда, Викрамашила, Одантапури, Сомапури, Джагаддала, Валлабхи. Данные академические центры управлялись не только монахами и монахинями. К этому времени относится возникновение «Историй о 84 махасидхах», исторических личностях, которые практиковали буддизм часто нетрадиционными способами и достигли при этом выдающихся результатов [Dowman, 1986].

В этот период в Индии и близлежащих регионах ощущается влияние как тантрического буддизма, так и индуизма. В Бирме, Таиланде, Камбодже и Индонезии появляются изображения и статуи различных Будда-аспектов, известных нам из Ваджраяны: Ваджрапани, Авалокитешвары, Тары, Праджняпарамиты и др. В торговом центре Шривиджая (современный Палембанг) в Индонезии располагалась крупная академия. В биографии известного учителя Атиши (982–1054 гг.) мы
Стр. 95
находим упоминание о том, что он провел там несколько лет, чтобы получить передачи, которые он впоследствии перенес в Тибет.

После захвата империи Пала среднеазиатскими мусульманами в 1193 г. буддизм прекращает свое существование в Индии. Вскоре университет Наланда разрушается захватчиками. Разворачивается геноцид буддийского населения, сжигаются библиотеки, разрушаются храмы и объекты паломничества [Warder, 506–516]. Индонезия и Мальдивы также становятся мусульманскими государствами; другие страны к востоку от Индии обращаются к буддизму Тхеравады.

Вопрос oб источниках: насколько подлинной является Ваджраяна?


Для школ тибетского буддизма важным считается возможность проследить преемственность передачи поучений настолько глубоко в прошлое, насколько возможно. Линия преемственности обычно включает в себя не только держателей линии из Тибета, но и различных индийских учителей. Представители Ваджраяны утверждают, что исторический Будда учил методам этой колесницы Индрабхути (Индрабодхи), короля Уджайна (Ургена), расположенного на западе Индии, который затем передал эти учения следующим поколениям [Warder, 506–516].

Но как обстоят дела с достоверными доказательствами непрерывности линии Ваджраяны? Имя Индрабхути не упоминается в текстах Тхеравады. Иногда в процессе передачи учений в другие страны буддизм приобретал черты новых культурных традиций. Зачастую во вновь образованных школах наибольшее развитие получал тот или иной принцип или метод учений. В период расцвета буддийской традиции на территориях от Средней Азии до Индонезии учения Будды существовали наряду с индуизмом. Внешнее влияние неизбежно, в частности оно ощущается в искусстве и языке. Западные ученые сочли возможным полагать, что некоторые элементы Махаяны и Ваджраяны были заимствованы из индуизма. Однако при более тщательном рассмотрении очевидны существенные различия между индуистской и буддийской тантрой [Nydahl, 1996].

Считается, что за многие поколения учения Ваджраяны были переданы лишь небольшому количеству высокоодаренных практикующих. Когда речь шла об опыте, который не облекается в форму слов, использовались посвящения (санск. абишека; тиб. ванг) или другие

Стр. 96
«неформальные» способы, чтобы заложить семена просветления в умы учеников. Будда не был догматичен: например, он разрешал своим ученикам изучать технику медитаций, опираясь на опыт других духовных традиций [Beyer, 137–158]. Со временем некоторые учения получили большее развитие, но по-прежнему в их основе лежат изначальные поучения Будды об уме.

Чтобы оценить действенность методов Ваджраяны, необходимо проверить их, как в эмпирических науках, с помощью здравого смысла и жизненного опыта. В Каламасутре Будда говорил:

«Полагайтесь не на учителя, а на учения. Полагайтесь не на слова учения, а на смысл этих слов. Полагайтесь не на теорию, а на опыт. … Не доверяйте традициям или чему-либо другому лишь потому, что это написано в ваших религиозных книгах. … Но, когда в результате наблюдений и размышлений вы найдете это согласным с рассудком и приносящим пользу всем и каждому, только тогда принимайте это и живите согласно этому»
[Kalama Sutra]

Таким образом, цели «окончательного преодоления страданий» и «полного развития наших совершенных врожденных качеств» были преподаны Буддой; если опыт подтверждает, что выбранный путь ведет к достижению этих целей, его можно назвать подлинным!

Буддизм в Тибете


Впервые буддизм появился в Тибете в VII в. н.э., когда король Сонгцен Гампо взял в жены одну непальскую принцессу и одну китайскую принцессу. Спустя несколько десятилетий в Тибет был приглашен тантрический учитель из Кашмира Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). Силой своих медитаций он устранил духовные препятствия на пути развития буддийских учений. Первый монастырь был основан на юге страны в 779 г. [Shakabpa, Tsepon, 1967, 23–53].

В Тибете получили распространение четыре независимые школы, имеющие корни в буддистских традициях Индии. Включая различные дополнительные направления, эти школы представляли разные стили и подходы к учениям. Школа Ньингма опирается на учения Гуру Ринпоче. Традиция Сакья основана в XI в. ламой Дрогми и его учеником Кончог Гьялпо. Приблизительно в то же время Марпа Лотсава заложил
Стр. 97
основы школы Кагью. С созданием монастыря Ганден в 1409 г. Цонг Капой появляется школа Гелуг.

Несмотря на культурные различия, в Тибете продолжается традиция индийских университетов. В монастырскиех школах соблюдаются принципы полноты и точности учений. В целях осуществления переводов текстов создается алфавит на основе санскрита. В Тибете, защищенном от внешнего мира, возникает крупнейшая в мире буддийская литература. Полное собрание учений Будды записано в 108 томах, известных под названием Кангьюр; комментарии и разъяснения к учениям, созданные великими учителями, содержатся в 225 томах Тенгьюра. Изучение через действие зачастую в тибетском буддизме означает практику продолжительных медитативных ритритов. Также существовали практикующие и вне монастырских стен: йогины (налджорпа), тантристы (нгагпа) и отшельники (гомчен). Наиболее известным примером выдающегося учителя, который провел много лет в пещерах, является великий йогин Миларепа (1040–1123). Свое просветление он описал в поэтических песнях, которые представляют собой одно из сокровищ тибетской литературы.

Позднее тибетские ламы стали учителями при дворах монгольских и китайских императоров. Через Монголию тибетский буддизм проник к народам Бурятии, Калмыкии, Тувы и России.

Западная культура знакомится с буддизмом


Уже во времена античности существовала связь между Европой и Индией. Возможно, мы вправе говорить о некотором косвенном влиянии со стороны индийской духовной культуры на греческую философию и раннее христианство [Batchelor, 1994, 27–35]. В XVI в. европейцы открыли морской торговый путь в Азию и получили доступ к буддийским странам. Интерес к новым культурам возрастал по мере того, как европейцы начали колонизировать азиатские страны.
В частности, английские ученые — лингвисты, этнографы, историки, археологи — внесли большой вклад в процесс реконструкции истории индийского буддизма и поиска древних объектов паломничества [Allen, 2003]. В России и некоторых западноевропейских странах началось научное исследование буддизма. Однако культура тибетского буддизма долгое время оставалась неизвестной для всего мира.
Стр. 98
Во второй половине XIX в. европейские интеллектуалы стали открывать для себя буддизм, хотя в основном в виде теории. Первая международная организация, ориентированная на тибетский буддизм Арья-Майтрея Мандала, была основана немецким ламой Говинда (Эрнст Л. Хоффманн) в 1933 г. в Дарджилинге. (С 1952 г. она работала в Европе, одно время очень активно в Германии и Венгрии.) После завоевания Тибета Китаем в 1950-е годы и сильнейших репрессий против буддийских духовных лиц и институтов несколько десятков тысяч тибетцев были вынуждены покинуть страну и переместиться в Индию и другие страны. Когда ламы, находясь в изгнании, осознали, что их драгоценной культуре угрожает опасность, они начали распространять свои знания среди жителей запада. Тибетские ламы стали преподавать в европейских университетах. Первым ламой, который стал преподавать в Европе, был Намкай Норбу Ринпоче, в 1960 г. переехавший в Италию. В Швейцарию были приглашены 1000 тибетцев, которые построили культурный центр в Риконе, недалеко от Цюриха. Вначале западные последователи буддизма в силу своего глубокого уважения к ламам идеализировали тибетскую культуру и воспроизводили ритуалы тибетского буддизма, не понимая их истинного значения.

Однако сейчас в Европе существуют признанные учители, которые передают вневременные методы буддизма Ваджраяны в форме, наиболее доступной западной культуре. Наиболее успешным среди них является датский лама Оле Нидал (р. 1941 г.), который вместе со своей женой Ханной начал передавать буддийские учения с 1972 г. и к настоящему времени создал более 600 буддийских центров во всем мире [www.diamondway-buddhism.org]. Также другие буддийские организации, основанные на принципах тибетской традиции, создали свои медитационные и ритритные центры [Rawlinson, 1997].

Заключение


Поучения Ваджраяны доказали свою значимость в различных культурах в различные времена. Мы можем проследить их развитие вплоть до самого начала буддийской традиции. Сегодня о Ваджраяне говорят в основном в контексте тибетской культуры, однако эта традиция не имеет отношения к фольклору и этнографии. Сутью Ваджраяны является достижение счастья путем развития ума. Ваджраяна имеет отношение к человеческой зрелости и здравому смыслу, внутреннему миру,
Стр. 99
душевной щедрости, самоотдаче, радости и осознанности, а также к принятию на себя ответственности за других. Наше западное сообщество, включая Россию, построено на ценностях и традициях, ориентированных в тех же направлениях, я имею в виду внимание к человеческому разуму, известное нам со времен античности и эпохи Просвещения. Кроме того, в христианстве одним из центральных элементов является этика. Во времена реформ и революций были важны идеалы свободы и солидарности. Традиции, воплощенные в произведениях литературы и искусства, затрагивают самые глубинные слои человеческого существа. Поэтому не удивительно, что на Западе сегодня присутствует столь значительный интерес к буддизму. В силу того, что буддизм представляет собой свод практических методов работы с сознанием, он не должен рассматриваться в качестве соперника другим религиям.

Прямые методы Ваджраяны совместимы с условиями жизни в современном мире. Они позволяют избегать ненужных ограничений и дают возможность принятия непопулярных решений, если такие решения способны обеспечить максимальную пользу людям на долгое время. Будучи западными буддистами, мы многим обязаны как нашим духовным учителям, так и нашим странам. Следовательно, можно ожидать, что, используя методы Ваджраяны, мы сможем принести пользу и обогатить наше современное общество.

Литература


  1. Allen Charles. The Buddha and the Sahibs. The men who discovered India’s lost religion. London, 2003.
  2. Batchelor Stephen. The Awakening of the West: The Encounter of Buddhism and Western Culture. London, 1994.
  3. Beyer V. St. The Doctrine of Meditation in the Hīnayāna and The Doctrine of Meditation in the Mahāyāna // Buddhism : A Modern perspective / edited by Ch. S. Prebish. Delhi: Satguru, 1995.
  4. Cook F. Nirvana // Buddhism: A Modern perspective / edited by Ch. S. Prebish. 5th ed. Pennsylvania State University, 1994.
  5. Dowman K. Masters of Mahamudra. Songs and Histories of the Eightyfour Buddhist Siddhas. New York, 1986.
  6. Hinüber O. von. Buddhistische Kultur in Zentralasien und Afghanistan // Der Buddhismus. Geschichte und Gegenwart. München, 2000.
  7. Kalama Sutra.
  8. Lama Ole Nydahl. The Way Things are: A Lliving Approach to Buddhism for Today’s World. Nevada City, 1996.
  9. Prebish Charles. Buddhist councils and divisions in the order // Buddhism: A Modern perspective / edited by Ch. S. Prebish. Delhi: Satguru, 1995.
  10. Przybysławski Artur. Kann ein Buddhist im Fluss baden? Buddhistische Ideen und der Ursprung der europäischen Kultur / Pzrybysławski, A. (ed.) // Form und leerheit. Buddhismus und Wissenschaft. Wuppertal, 2007.
  11. Rawlinson Andrew. The Book of Enlightened Masters: Western Teachers in Eastern Traditions. Chicago and la Salle, 1997.
  12. Shakabpa Tsepon W. D. Tibet — A political History. New Haven, 1967.
  13. Scherer Burkhard. Buddhismus — Alles, Was Man Wissen Muss. Gütersloh, 2005.
  14. Scherer Burkhard. Māhāyana-philosophie und Māhāmudra. Ein historischer Überblick / przybysławski. A. (ed.) // Form und Leerheit. Buddhismus und Wissenschaft. Wuppertal, 2007.
  15. Warder. Indian Buddhism. Motilal Banarsidass publ., 2000.
  16. Zürcher E. Buddhismus in China, Korea und Vietnam // Der Buddhismus. Geschichte und Gegenwart. München, 2000.
Адрес оргкомитета: 190068, Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26